Научная работа и опытно-конструкторские разработки кафедры


Монографии

1.                Левин А.И., Левина Л.В. Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в магистратуре и аспирантуре неязыкового вуза в контексте компетентностного подхода. (монография)// Курск: ЗАО «Университетская книга» (Курск), 2018. – 143 с.

2.                Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее эволюция в условиях перехода к постиндустриальному обществу (монография) - Курск: Изд-во МГСУ "Союз", 2001

3.                Левин А.И., Левина Л.В. Реализация региональной семейной политики в условиях реформирования публичной власти. (глава в коллективной монографии. Публичное управление: методология, теория, практика. Международная коллективная монография. – Курск: изд-во Академии госслужбы, 2014.  – С. 249-259.

4.                Тененёва Н.В. Философско-педагогическое наследие Рабиндраната Тагора. Курск: ЮЗГУ, 2014. –166 с.

5.       Зубкова О.С., Анненкова А. В.  Специфика функционирования образов имиджевой рекламы в индивидуальном лексиконе: монография. Юго-Зап. гос. ун-т. – Курск: Из-во ЗАО «Университетская книга», 2017. – 242 с.

6.       Кондратенко Е.Н. Исследование идеологической лексики: монография / Юго-Западный государственный университет.- Курск, 2017. – 155с.

7.                Землянская Е.Н. Лингвотекстовые особенности речевого жанра «читательский отклик». Курск: Юго-Зап. гос. ун-т. 2014. – 148 с.

8.                Махова В.В. Смысловой анализ научно-технических текстов как способ формирования иноязычной компетентности в сфере профессиональной коммуникации (на примере обучения студентов неязыковых вузов): монография/Юго-Зап. гос. ун-т. -Курск, 2015. -207 с.

9.                Махова В.В. Смысловой предпереводческий анализ научного текста: лингвокогнитивные аспекты: монография. Saarbrucken, 2016. -80 с.

10.           Звягинцева В.В. Апеллятивы в семейном дискурсе: межкультурное сопоставление» ЮЗГУ, Курск, 2013. – 127 с

11.           Власенко Н.И. Лингвопрагматическое исследование функционирования косвенных речевых актов в эпистолярном жанре: монография. Старый Оскол, 2009. 124 с.

12.           Власенко Н.И. Функционирование косвенных речевых актов в эпистолярном жанре: монография. Курск, 2016, 127с.

13.            Кружилина Т.В. Понимание текста в онтогенезе. Курск, 2016.

14.            Таныгина Е.А. Сознание и цвет. Курск: Юго-Зап. гос. ун-т. 2019. – 204 с.

 

 

 

Гранты

Конкурс МК-2019 Область знаний: Общественные и гуманитарные науки. «Динамика изменения образа цвета в сознании носителя языка». Соискатель гранта: к.филол.н., Таныгина Елена Александровна.

Научное исследование позволит расширить теоретические знания об образе основных цветобозначений русского языка и их  отражении  в сознании носителей русской культуры. Анализ полученных  в ходе экспериментального исследования данных  позволит выявить основные факторы, влияющие на образ слова, его формирование и изменение. Кроме того, предлагаемое исследование позволит выявить гендерные особенности цветовосприятия. Полученные нами результаты и методика исследования могут быть использованы как для анализа группы слов цветообоззначений в других языках, так и при работе с другими группами слов. Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут использоваться при разработке общетеоретических и конкретных вопросов психолингвистики, при составлении толковых словарей, ассоциативных словарей, в вузовской учебной практике (на занятиях по лексикологии, теории языка со студентами филологических специальностей), а также при подготовке студентами рефератов и курсовых работ по данным дисциплинам.

Соискатель гранта: к.филол.н., Кондратенко Е.Н.

Идеологическая лексика как способ манипуляции сознанием (на материале текстов современных СМИ).

Изучение вопроса идеологии, вне всяких сомнений, актуально на сегодняшний день. Идеологическая лексика, используемая в текстах СМИ, выступает как основное орудие воздействия на мировоззрение людей, а также способна осуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием. В связи с этим возникает необходимость изучения идеологически окрашенной лексики в контексте дискурса средств массовой информации.

Целью исследования является рассмотрение феномена манипуляции сознанием посредством идеологической лексики. Задачи обусловлены анализом текстов современных СМИ, изучением манипулятивной функции идеологической лексики, проведением ряда экспериментальных исследований.

Научная новизна исследования заключается в реализации психолингвистического подхода к изучению идеологической лексики. Результаты исследования обеспечат получение новых знаний об особенностях манипуляции общественным сознанием посредством идеологической лексики.

Планируется получение новых научных данных об особенностях манипуляции сознанием посредством использования идеологической лексики.

Полученные результаты могут быть использованы в разработке рекомендаций по решению задач в области межкультурного сотрудничества и социального образования посредством выявления основных механизмов управления массовым сознанием с помощью идеологической лексики.

 

Соискатель гранта: к.филол.н., Кондратенко Е.Н. Конкурс МК-2019 Область знаний: Общественные и гуманитарные науки.

Исследование оказания воздействия на сознание носителей языка посредством идеологической лексики.

 

Воздействие идеологии на сознание человека очевидно, т.к. она отражает аспекты общественной жизни и способствует становлению социума, восприятию событий, происходящих внутри него. Особенность современной идеологии такова, что она обязательно несет в себе некоторые противоречия, трудности, обусловленные особенностями структуры общества, степенью финансового благополучия, социокультурными традициями. На сегодняшний день идеология активно использует вербальные средства для достижения определенных целей. Иными словами, язык выступает в роли инструмента убеждения, влияющего на сознание и мировоззрение людей. Таким образом, личное и общественное сознание реализуется в языке, который может способствовать созданию определенных стереотипов поведения в социуме. В свете происходящих политических и экономических событий возникает необходимость изучения идеологической лексики, используемой для манипуляции сознанием членов общества.

Изучение вопроса идеологии, вне всяких сомнений, актуально на сегодняшний день. Идеологическая лексика выступает как основное средство воздействия на мировоззрение людей, а также способна осуществить полную, тотальную манипуляцию сознанием. В связи с этим возникает необходимость изучения идеологически окрашенной лексики в контексте дискурса средств массовой информации.

Целью исследования является рассмотрение феномена манипуляции сознанием посредством идеологической лексики. Задачи обусловлены анализом текстов современных СМИ, изучением манипулятивной функции идеологической лексики, проведением ряда экспериментальных исследований.

Для достижения поставленных цели и задач планируется использование следующих методов и методик: описательный метод, метод свободного ассоциативного эксперимента, метод количественной обработки экспериментальных данных, сопоставительный анализ экспериментальных данных.

Планируется получение новых научных данных об особенностях манипуляции сознанием посредством использования идеологической лексики.

Полученные результаты могут быть использованы в разработке рекомендаций по решению задач в области межкультурного сотрудничества и социального образования посредством выявления основных механизмов управления массовым сознанием с помощью идеологической лексики.

 

 

Соискатель гранта: к.филол.н., Кондратенко Е.Н.

Сентябрь 2019 г.

Выявление основных способов декодирования идеологической лексики в рамках виртуальной коммуникации

 

Исследование направлено на решение проблемы понимания сущности упорядоченности языкового сознания носителей культуры, а также убеждений и моральных ориентиров общества. Культура носителя языка, определяемая его действиями, размышлениями и переживаниями, основывается на духовных и нравственных ориентирах. Его сознание получает развитие внутри культурного целого, в котором отражается опыт коммуникации и отношения к миру. На сегодняшний день основной сферой коммуникации является виртуальное пространство. Глобальная сеть характеризуется по большей части использованием неформального стиля общения, который в свою очередь способствует появлению новых лексических значений. Всемирная паутина оказывает воздействие на общественные, культурные и политические институты, а также на социальную коммуникацию и коллективную жизнь в целом.На сегодняшний день виртуальная коммуникация является местом формирования новых взглядов, ценностей и стереотипов. Именно Интернет-коммуникация в настоящее время может отобразить актуальную проблематику культурного контекста, в котором функционируют слова с идеологической окраской.

Целью исследования является выявление особенностей трансформации значений идеологической лексики согласно ее функционированию в виртуальной среде. Задачи обусловлены анализом современного Интернет-пространства, изучением основных способов изменения значений у идеологически окрашенных слов, проведением ряда экспериментальных исследований.

Таким образом, содержание научной работы будет сводиться к анализу основных способов изменения значений идеологически окрашенных слов с учетом специфики их функционирования в рамках виртуальной коммуникации. Результатом исследования будет верификация предположения о том, что идеологическая лексика способна отражать ценностные установки, ориентиры и морально-духовные нормы общества, а также изменять свое значение или приобретать новые оттенки значения под влиянием законов Интернет-пространства.

Заявка на грант (2019)

Название проекта: Проблемы коммуникации в мультимодальной среде

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Члены коллектива:

1.                Вероника Витальевна Махова, к.пед.н., доцент, доцент – руководитель проекта;

2.                Антонина Владимировна Анненкова, к.филол.н., доцент;

3.                Татьяна Владиславовна Кружилина, к.филол.н., доцент;

4.                Оксана Николаевна Занина, ст. преподаватель.

Аннотация проекта

Цифровизация практически всех сфер деятельности человека привела, по сути, к созданию новой среды существования человека – цифровой мультимодальной среды. Традиционные походы к проблеме коммуникации рассматривают отдельные аспекты последней с теоретической или практической точек зрения, анализируя главным образом устные, письменные или визуальные тексты изолировано, оперируя понятиями мультимодальный текст и мультиграмотность, не формулируют определения понятия «цифровая мультимодальная среда». Исследователи мультимодальности заявляют, что при работе с онлайн текстами обучающиеся прибегают как к традиционным для печатных текстов стратегиям постижения смысла, так и к иным способам, не уточняя последние. Кроме того, в научной парадигме исследуются воздействия отдельных модусов на восприятие и интерпретацию мультимодальных текстов, но не предлагаются методики комплексной диагностики факторов, влияющих на извлечение информации из мультимодального учебно-научного текста, ее понимание и последующую интерпретацию, а также выявление уровня сформированности мультиграмотности на разных этапах обучения в разных возрастных группах. Таким образом, отсутствует возможность получить полную картину влияния цифровой мультимодальной среды на процесс коммуникации и уровень мульти грамотности коммуникантов, что и определяет актуальность темы проекта.

Научная новизна предлагаемого проекта заключается в том, что будет уточнено понятие «цифровая мультимодальная среда» в отношении учебно-научного текста, что позволит более полно и всесторонне описать феномен мультимодальности; будут аргументированы содержательные и структурные признаки мультимодального учебно-научного текста; будут выделены и проанализированы факторы, влияющие на извлечение информации из мультимодального учебно-научного текста, её понимание и последующую интерпретацию; будет разработана, обоснована и экспериментально апробирована методика оценки уровня сформированности мультиграмотности и метакогнитивных стратегий, используемых при работе с мультимодальными учебно-научными текстами, для разных возрастных групп; будут разработаны и научно обоснованы инновационная технология диагностики факторов, влияющих на извлечение информации из мультимодального учебно-научного текста, её понимание и последующую интерпретацию, а также комплексная модель прогнозирования вероятных результатов и факторов воздействия «текстового образования» мультимодальной среды на коммуникантов, участвующих в образовательном процессе.

В результате реализации проекта будут разработаны:

1) методика оценки уровня сформированности мультиграмотности и метакогнитивных стратегий, используемых при работе с мультимодальными учебно-научными текстами для разных возрастных групп, которая может использоваться в научных исследованиях, a также для совершенствования образовательного процесса на всех этапах обучения с целью повышения его эффективности;

2) модель прогнозирования вероятных результатов и факторов воздействия «текстового образования» мультимодальной среды, которая может использоваться в междисциплинарных научных разработках, охватывающих такие области знаний как лингвистика, психолингвистика, семиотика, психология и социология, а также для совершенствования образовательного процесса на всех этапах обучения с целью повышения его эффективности;

3) технология диагностики факторов, влияющих на извлечение информации из мультимодального учебно-научного текста, ее понимание и последующую интерпретацию, которая может использоваться в междисциплинарных научных разработках, охватывающих гуманитарные области знаний, а также для совершенствования образовательного процесса на всех этапах обучения с целью повышения его эффективности .

 

Заявка на Грант. Сентябрь 2019 г.  Павлова А.В., Казакова Л.Н.

НЕЗАБЫТЫЕ ИМЕНА: писатели и переводчики.

Поиск информации о малоизвестных или неизвестных писателях и переводчиках Курской области, а также исследование текстов уже известных произведений с целью изучения творческой индивидуальности писателя (переводчика) и разработки академических курсов по ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ, ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЮ, КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Аннотация

Направлен на поиск информации о малоизвестных или неизвестных писателях и переводчиках Курской области, а также исследование текстов уже известных произведений с целью изучения творческой индивидуальности писателя (переводчика) и пополнения материалов по ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ, ОТЕЧЕСТВЕННОМУ ПЕРЕВОДОВЕДЕНИЮ.

Актуальность обусловлена тем, что в Курской области родились или работали многие известные писатели, начиная с Феодосия Печерского (11 век), далее А.Фет, А.Гайдар, Н.Асеев, Д.Гранин, Е.Благинина, Е.Носов, К.Воробьёв, Ю.Бугров и многие другие. Мало, кто знает, к примеру, что в планах А. Фета был новый перевод Библии на русский язык, поскольку синодальный перевод он считал неудовлетворительным. Переводами занимался и Н.Асеев, о чём также мало упоминают, как и о других писателях Курска, чья деятельность связана с переводоведением. Проект позволит сформировать библиографические и учебные материалы для модернизации и углубления с использованием краеведческого материала курсов "Отечественное переводоведение, "Литературное краеведение Курской области", а также культурологии. Кроме того, он направлен на популяризацию профессий переводчика, писателя, на повышение общекультурного уровня современного студенчества.

Грант РФФИ. Номер заявки: 20-012-00024

Название заявки /  название гранта: Образ преподавателя в сознании индивида

Год: 2019

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований

Члены коллектива:

1.                Попадинец Р.В., к.филол.н., доцент – руководитель проекта;

2.                Сороколетова А.В., к.филол.н., доцент;

3.                Таныгина Е.А., к.филол.н.;

4.                Рейнгардт Н.В., к.филос.н.. доцент:

5.                Андреева О.А., к.филос.н.. доцент:

 

Краткая аннотация

Идея научного проекта состоит в том, чтобы экспериментально выявить особенности восприятия образа преподавателя разными группами респондентов в условиях постоянно модернизирующегося образования, как в России, так и за рубежом.

Научная новизна состоит в том, чтобы выяснить представления об образе преподавателя в сознании разных групп респондентов, в том числе в межкультурном аспекте, с использованием, наряду с традиционными общенаучными методами, широкого набора психолингвистических методик (ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала, субъективного шкалирования и пр.). Интегративность и междисциплинарность подхода к исследованию позволят получить наиболее полную картину представлений об образе преподавателя в условиях современной системы образования, формирование которой не лишено сложностей и противоречий.

По итогам эмпирического исследования будет обоснована спецификация модели трансформации образа преподавателя, его интеллектуальных и духовных ресурсов с учетом процессов глобализации. Одним из ключевых результатов станет собранная эмпирическая база данных, имеющая универсальный характер и позволяющая использовать ее в исследованиях самого разного рода. Разработанные рекомендации могут стать ценными для измерения и оценивания качества  и прогнозирования развития системы образования.

В результате реализации проекта будет создана синхронизированная библиография по релевантным темам, что позволит повысить качество цитирования при написании статей в зарубежные журналы и получить команде проекта опыт международного сотрудничества.

 

Конкурс на лучшие проекты фундаментальных научных исследований (2019г) 20-013-00116.

Соискатель: Звягинцева В.В.

Теоретические основы отраслевых пособий в рамках контекстного образования с учетом компетентностного подхода.

 

Диссертации

1.       Таныгина Е.А (руководитель доктор филологических наук, профессор Мягкова Елена Юрьевна) Образ цвета в сознании носителя языка. Защита: Курский государственный университет, 2012 год.

2.                Кондратенко Е.Н. (руководитель доктор филологических наук, профессор Лебедева Светлана Вениаминовна) Идеологические проксонимы в индивидуальном лексиконе (экспериментальное исследование) Защита: Курский государственный университет, 2014 год.

3.                Анненкова А.В. (руководитель доктор филологических наук, доцент Зубкова Ольга Станиславовна) Специфика функционирования образов имиджевой рекламы в индивидуальном лексиконе: экспериментальное исследование. Защита: Тверской государственный университет, 2018 год.

4.       Овчинникова М.С. (руководитель доктор филологических наук, профессор Мягкова Елена Юрьевна) «Англоязычные заимствования в индивидуальном сознании (психолингвистическое исследование)», Защита: Тверской государственный университет, 2018 год.

5.       Павлова А.В. (руководитель доктор филологических наук, профессор Мягкова Елена Юрьевна) «Когнитивные и прагматические аспекты речевого акта просьбы при искусственном билингвизме». Защита: Тверской государственный университет, 2018 год.

Звягинцева В.В. (руководитель доктор филологических наук, профессор Сазонова Татьяна Юрьевна) Обращение в семейном дискурсе. Защита: Курский государственный университет, 2011 
Вход только для сотрудников!
Перейти на сайт для абитуриентов ee.swsu.ru
Сайты для студентов: do.swsu.org и info.swsu.org
Забыли свой пароль?