Система оценки качества образования, действующая в университете, включает:
- внутреннюю систему оценки качества образования (далее – ВСОКО) (требования к ВСОКО университета детализируются в стандарте университета СТУ 02.02.019–2022);
- внутреннюю независимую оценку качества образования (далее –внутренняя НОКО (сопряжена с ВСОКО: осуществляется в ходе оценочных процедур, проводимых в университете в рамках ВСОКО; требования к порядку организации, проведения и учета результатов внутренней НОКО в рамках ВСОКО определены в подразделах 4.2 – 4.6 положения П 02.088);
- внешнюю независимую оценку качества образования (далее – внешнюю НОКО) (порядок организации и проведения внешней НОКО регламентируется ФЗ-273 (статьи 95, 95.1, 95.2) и положением П 02.088 (пп.4.1.1 – 4.1.2).
ВСОКО университета функционирует во взаимосвязи с внутренней и внешней НОКО.
ВСОКО университета представляет собой совокупность оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку качества: а) реализуемых в университете ОПОП СПО и ОПОП ВО; б) подготовки обучающихся по ОПОП СПО и ОПОП ВО; в) образовательной деятельности университета по ОПОП СПО и ОПОП ВО.
Концептуально-методологическую основу ВСОКО университета составляют требования:
- ФЗ-273;
- ФГОС СПО, ФГОС ВО;
- нормативных правовых актов и методических рекомендаций Минпросвещения России и Минобрнауки России в области среднего профессионального и высшего образования;
- профессиональных стандартов и регионального рынка труда;
- локальных нормативных актов университета.
Цель ВСОКО университета – обеспечение качества образования, соответствующего требованиям ФГОС СПО, ФГОС ВО, профессиональных стандартов и регионального рынка труда, а также запросам обучающихся и других участников образовательных отношений.
Задачи ВСОКО университета:
- своевременная актуализация ОПОП СПО и ОПОП ВО, реализуемых в университете;
- повышение качества подготовки обучающихся, осваивающих ОПОП СПО и ОПОП ВО;
- совершенствование ресурсного обеспечения реализации ОПОП СПО и ОПОП ВО;
- управление образовательной деятельностью на основе анализа объективных показателей качества образования;
- повышение заинтересованности всех участников образовательных отношений в совершенствовании образовательной деятельности университета и улучшении ее результатов.
ВСОКО университета основывается на следующих принципах:
- объективности, достоверности, полноте и системности информации о качестве образования;
- реалистичности и достижимости требований, норм и показателей качества образования;
- открытости и прозрачности оценочных процедур; соблюдении морально-этических норм при проведении оценочных процедур;
- доступности информации о качестве образования для всех заинтересованных лиц.
В рамках ВСОКО университета используются следующие методы оценки:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- наблюдение;
- самооценка, самоанализ;
- самообследование;
- сбор и обработка статистической информации;
- тестирование;
- экспертиза.
В стандарте университета СТУ 02.02.019–2022, помимо цели, задач, принципов и методов, определены также критерии и общие подходы к организации, проведению и учету результатов оценочных процедур ВСОКО в ЮЗГУ.
Внутренняя оценка качества образовательной деятельности университета проводится ежегодно.
Один раз каждый год проводятся такие оценочные процедуры, осуществляемые в рамках внутренней оценки качества образовательной деятельности, как проверка готовности факультетов и кафедр университета к началу учебного года; контроль выполнения кафедрами требований ФГОС СПО, ФГОС ВО к условиям реализации ОПОП СПО, ОПОП ВО и аккредитационных показателей; самообследование ОПОП СПО, ОПОП ВО; конкурс педагогического мастерства «Современная лекция: Точка кипения»; оценивание обучающимися университета качества работы педагогических работников (анкетирование обучающихся); оценивание обучающимися университета качества условий осуществления образовательной деятельности (анкетирование обучающихся).
Отдельные оценочные процедуры, осуществляемые в рамках внутренней оценки качества образовательной деятельности, проводятся лонгитюдным методом в течение нескольких или многих лет (взаимопосещение и взаимоанализ учебных занятий педагогическими работниками университета; системный мониторинг профессионального уровня педагогических работников университета;
Регулярность проведения некоторых процедур, осуществляемых в рамках внутренней оценки качества образовательной деятельности, в силу своей специфики составляет один раз в несколько лет (2-5 лет) (анализ отчетов о работе, составляемых педагогическими работниками при прохождении процедуры избрания по конкурсу педагогических работников, относящихся к ППС, или процедура аттестации педагогических работников, относящихся к ППС).
Во втором абзаце пункта 4.1.7 стандарта университета СТУ 02.02.019–2022 установлено: «В проведении оценочных процедур в рамках ВСОКО принимают участие учебно-методическое управление, деканаты факультетов, кафедры, департамент воспитательной и социальной работы, научная библиотека, отдел менеджмента качества, центр карьеры. К участию в оценочных процедурах ВСОКО в качестве экспертов могут привлекаться работники других структурных подразделений университета и представители профильных организаций».
В третьем абзаце пункта 4.2.2 положения П 02.088–2022 определено: «В проведении внутренней НОКО принимают участие деканаты факультетов, кафедры, управление научных исследований, управление инновационного развития, центр карьеры, департамент воспитательной и социальной работы, научная библиотека и другие структурные подразделения университета. В проведении внутренней НОКО участвуют представители объединенного совета обучающихся ЮЗГУ и (или) первичной профсоюзной организации студентов ЮЗГУ. К проведению внутренней НОКО в качестве экспертов могут привлекаться представители профильных организаций».
Внутренняя независимая оценка качества работы педагогических работников университета осуществляется в рамках:
- взаимопосещения и взаимоанализа учебных занятий педагогическими работниками университета (в течение учебного года по плану кафедры);
- системного мониторинга профессионального уровня педагогических работников университета;
- анализа отчетов о работе, составляемых педагогическими работниками при прохождении процедуры избрания по конкурсу педагогических работников, относящихся к ППС, или процедуры аттестации педагогических работников, относящихся к ППС;
- ежегодного конкурса педагогического мастерства «Современная лекция: Точка- кипения»;
- ежегодного оценивания обучающимися университета качества работы педагогических работников (анкетирования обучающихся).
Конкретные требования к организации и проведению внутренней независимой оценки качества работы педагогических работников указаны в подразделе 4.4 положения П 02.088–2022.
Внутреннюю независимую оценку качества подготовки обучающихся университет осуществляет в рамках:
- текущего контроля успеваемости по дисциплинам;
- промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам;
- промежуточной аттестации обучающихся по итогам выполнения курсовых работ (проектов);
- промежуточной аттестации обучающихся по практикам;
- выборочного контроля сформированности у обучающихся универсальных и общепрофессиональных компетенций;
- анализа портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся;
- проведения олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам;
- ГИА (ИА) обучающихся;
- оценивания профильными организациями и работодателями качества подготовки обучающихся в период проведения практик и качества подготовки выпускников университета по завершении освоения ими ОПОП СПО, ОПОП ВО;
- анализа результатов трудоустройства выпускников в течение календарного года, следующего за годом выпуска.
Детально требования к организации и проведению внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся представлены в подразделе 4.3 положения П 02.088–2022.
Внутренняя независимая оценка качества ресурсного обеспечения образовательной деятельности осуществляется в рамках:
- ежегодной проверки готовности факультетов и кафедр университета к началу учебного года;
- оперативного контроля выполнения кафедрами требований ФГОС СПО, ФГОС ВО к условиям реализации ОПОП СПО, ОПОП ВО и аккредитационных показателей;
- ежегодного самообследования ОПОП СПО, ОПОП ВО;
- оценивания обучающимися университета качества условий осуществления образовательной деятельности (анкетирования обучающихся).
Требования к организации и проведению внутренней независимой оценки качества подготовки обучающихся указаны в подразделе 4.5 положения П 02.088–2022.
Основным коллегиальным органом управления университета, сформированным из представителей обучающихся университета, является объединенный совет обучающихся (далее – ОСО ЮЗГУ), который действует в университете в целях учета мнения обучающихся по вопросам управления университетом и при принятии университетом локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы.
Основными задачами ОСО ЮЗГУ являются:
1 Разработка предложений по повышению качества образовательного процесса с учетом научных и профессиональных интересов обучающихся.
2 Содействие органам управления университета, студенческого самоуправления университета, студенческим объединениям в решении образовательных и научных задач, в организации досуга и быта обучающихся, в проведении мероприятий университета, направленных на пропаганду здорового образа жизни.
3 Интегрирование студенческих объединений обучающихся университета для решения социальных задач, реализации общественно значимых молодежных инициатив и повышения вовлеченности обучающихся в деятельность органов студенческого самоуправления университета.
4 Содействие университету в проведении работы с обучающимися, направленной на повышение сознательности обучающихся и их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу университета.
5 Укрепление межрегиональных и международных отношений между различными образовательными организациями.
6 Содействие реализации общественно значимых молодежных инициатив.
7 Консолидация усилий студенческих объединений для решения социальных задач и повышения вовлеченности студенческой молодежи в деятельность органов студенческого самоуправления университета.
8 Содействие органам управления университета в вопросах организации образовательной деятельности.
9 Содействие университету в проведении работы с обучающимися по выполнению требований устава университета, правил внутреннего распорядка обучающихся университета и правил внутреннего распорядка студенческого городка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности в университете.
10 Проведение работы, направленной на повышение сознательности обучающихся, их требовательности к уровню своих знаний, воспитание бережного отношения к имущественному комплексу университета.
В университете действует первичная профсоюзная организация обучающихся университета. Структура, порядок образования, сроки полномочий организации, порядок принятия решений и другие вопросы, относящиеся к ее деятельности, определяются уставом профсоюзной организации обучающихся, утверждаемым в установленном законодательством порядке.
Представительство обучающихся обеспечивается в следующих коллегиальных органах управления университетом:
– конференция работников и обучающихся университета;
– ученый совет университета (п. 4.8 устава) – в состав ученого совета университета входит председатель объединенного совета обучающихся (и другие представители обучающихся);
– ученый совет факультета.
Принимая участие в работе ОСО ЮЗГУ, первичной профсоюзной организации обучающихся университета, коллегиальных органов управления университетом, обучающиеся принимают участие в избрании ученого совета университета; избрании ректора университета; разработке и принятии программы развития университета; обсуждении проекта и принятии решения о заключении и изменении коллективного договора, утверждении отчета о его исполнении; принятии локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности; проектировании и рассмотрении образовательных программ, реализуемых в университете; рассмотрении и принятии решений по вопросам образовательной, научно-исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества университета; выдвижении студентов и аспирантов на стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации, также именные стипендии, а также в решении многих других вопросов.