Планы кафедры
Стратегия развития инноватики с 2017г на долгосрочную перспективуВ мире в настоящее время происходит перестройка сектора исследований и разработок: замена иерархических исследовательских организаций разного рода проектными консорциумами и группами, распространение так называемой «открытой науки», предполагающей доступность результатов исследований широкому кругу лиц, «гражданской науки», основанной на вовлечении в исследования и разработки помимо профессиональных ученых и проектировщиков предпринимателей, а также конечных потребителей производимых знаний и технологий.
Трансформация науки и технологий направлена на большие вызовы – объективно требующие реакции совокупности проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов. Типичные сочетания «проблем, угроз и возможностей», которые не решаются простым увеличением ресурсного обеспечения: старение населения, экологические проблемы, вопросы продовольственной безопасности, глобальные изменения энергетики и необходимость эффективного освоения и использования территории страны. Несогласованность приоритетов и инструментов поддержки научно-технологического развития не позволяет сформировать производственные цепочки создания добавленной стоимости высокотехнологичной продукции и услуг, обеспечить наибольший мультипликативный эффект от использования создаваемых технологий.
Перечень наиболее интересных рынков включает: цифровые производственные технологии, роботизированные системы, новые материалы и способы конструирования, обработку big data, экологически чистые энергетику и сельское хозяйство, персонализированную медицину и высокотехнологичное здравоохранение.
Должно быть изменено соотношение между наукой, технологиями и инновациями и на их базе сформирован комплексный социальный институт «наука-технологии-инновации», связанный с производством научных знаний и созданием на их базе инновационно-технологических разработок.
Развитие Инноватики в ЮЗГУ на среднесрочную перспективу в рамках Программы стратегического развития университета на 2012г-2016гг
Формирование устойчивого положительного имиджа образовательной программы высшего образования (ОП ВО) и конкурентоспособности выпускников путем:
- непрерывного изучения требований внешних потребителей: студентов (и их родителей, если договор на предоставление услуг заключен с родителями обучающегося), работодателей, заказчиков научно-исследовательских работ и внутренних потребителей (кафедр, участвующих в реализации основных образовательных программ для техносферы) и проведения мероприятий по изучению требований потребителей и оценке их удовлетворенности;
- активного участия в работе профессиональных сообществ (Национального содружества бизнес-ангелов России – СБАР, СЗЦВИ, НАИРИТ, АИОР, РА "Эксперт"и др.), привлечения работодателей к проведению практик и трудоустройству студентов, работе в Наблюдательном совете ОП ВО;
- заключения и реализации двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве, координации и кооперации деятельности ОП ВО с партнерами: МКБ "Горизонт" НПЦ газотурбостроения "САЛЮТ", УМС УМО УПО, СПбГПУ, ТУСУР; УрФУ, «Открытый инновационный университет», «Сколковский институт науки и технологий» (СИНТ) и др.
- деятельности по учету потребностей в реализации новых образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации, рекламной и профориентационной работы с потенциальными потребителями;
- открытия заочной дистанционной формы обучения в магистратуре и бакалавриате по ООП "Инноватика", олимпиад и конкурсов по инновационной деятельности;
- организации «Бюро сервиса нововведений» для сопровождения заявок разработчиков на финансирование, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и специалистов производственной сферы хозяйствования;
- организации и проведения совместно с кафедрами МТиО и УКМиС регулярной Международной научно-практической конференции «Инновации, качество, сервис в технике и технологиях» с наращиванием ее имиджа и бренда.
Развитие инфраструктуры является необходимым, чтобы обеспечить тесную связь предприятий и университетов, обеспечить возможность университетам предлагать на рынке готовые услуги и опытные образцы.
Как инфраструктурный объект рассматриваем Молодежное бюро сервиса нововведений (МБСН) в качестве элемента, расширяющего образовательную компоненту ОП ВО при подготовке кадров для сопровождения и поддержки инновационной деятельности.
В части реализации образовательных программ МБСН сосредоточиться на программах повышения квалификации кадров для нужд предприятий региона.
С развитием БСН появится возможность привлекать творческие группы студентов к реализации конкретных заказных проектов, увеличатся возможности проведения магистрами прикладных исследований и разработок, выполнения грантовых и договорных работ и услуг.
Цель - организация и развитие инструментов, процедур и механизмов нововведений, чтобы обеспечить эффективность точечной поддержки разработчиков новшеств на основе отработанных на практике процедур и информационную открытость в части демонстрации достижений и передачи знаний.
Основными видами деятельности МБСН являются:
Организация, проведение и выполнение на договорной основе научно-исследовательских и научно-образовательных работ в рамках государственных научно-технических программ, Федеральных целевых программ, программ Министерств РФ и других заказчиков в соответствии с профилем деятельности по подготовке кадровых ресурсов, обеспечивающих поддержку и продвижение научно-технической продукции на рынок .
Развитие инструментов инновационной деятельности с целью создания научно-технических продуктов и изделий, оказания наукоемких услуг.
Систематическое накопление и применение “ноу-хау” в деятельности МБСН.
Коммерциализация результатов научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности, ведение предпринимательской и иной приносящей доход научно-образовательной деятельности.
Проведение мероприятий – семинаров, конференций, симпозиумов, круглых столов, мастер-классов, научно-практических школ, олимпиад, конкурсов.
Развитие контактов с зарубежными партнерами и участие в международных программах и проектах.
Для повышения результативности своей деятельности по профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в сфере организации и управления нововведениями и наукоемкими производствами, учитывая Конвенцию N 142 Международной Организации Труда о профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов ППС и УВП актуализирует Политику профориентации по инноватике:
1. Каждый сотрудник принимает и развивает политику в области профессиональной ориентации и профессиональной подготовки по инноватике через Наблюдательный совет работодателей , Управление по работе с абитуриентами, Центр трудоустройства выпускников ЮЗГУ и государственные службы занятости.
2. Эта деятельность учитывает:
а) потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне;
в) стадию и уровень экономического, социального и культурного развития;
с) взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.
3. Эта политика предназначена для повышения способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на производственную и социальную среду.
4. Эта политика стимулирует и позволяет всем лицам, на основе равенства и без какой-либо дискриминации, развивать и применять свои способности к труду в своих собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями, учитывая потребности общества.
5. В вышеуказанных целях каждый сотрудник, включая ППС, УВП и студентов, участвует в разработке и совершенствовании открытой гибкой системы профессиональной ориентации на этапах общего и профессионально-технического образования, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность в системе формального образования или вне ее.
6. Каждый сотрудник постепенно расширяет свою базу данных по профессиональной ориентации и постоянной информации относительно занятости, с целью обеспечения того, чтобы всесторонняя информация и наиболее широкая ориентация являлись доступными детям, молодым людям и взрослым.
7. Такие информация и ориентация охватывают выбор профессии, отличительные особенности профессиональной подготовки и связанные с нею возможности образования, положения и перспективы в области занятости, перспективы продвижения по работе, условия труда, безопасность и гигиену труда, а также другие аспекты трудовой жизни в инфраструктурных сегментах инновационной экономики, на всех уровнях ответственности.
8. Эти информация и ориентация дополняются информацией по общим аспектам коллективных соглашений и прав и обязанностей заинтересованных сторон, учитывая соответствующие функции и задачи заинтересованных организаций и предпринимателей – работодателей в сфере инновационной деятельности.
9. Каждый сотрудник постепенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои меры профессиональной ориентации с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки по инноватике в течение всей их жизни на всех уровнях квалификации и ответственности.
10. Политика, программы, планы и мероприятия профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с работодателями, организациями предпринимателей и с другими заинтересованными органами.