Top.Mail.Ru
 

Источник вдохновения

Идея поддержки русского языка – главного признака общности россиян, отражающего национальный дух народа, – и национальной культуры реализовалась в Юго-Западном государственном университете в форме проведения 21 – 25 сентября 2010 года научно-практического семинара «Русский язык и культура: проблемы преподавания в вузах Российской Федерации». Это чрезвычайно значимо в ситуации, когда особую актуальность приобретает качественный показатель системы подготовки специалиста, неотъемлемой частью которой становится преподавание таких гуманитарных дисциплин, как русский язык и культура.

Вместе с тем проведение в Курской области как одном из субъектов Российской Федерации, расположенном в Центральном федеральном округе, научно-практического семинара «Русский язык и культура: проблемы преподавания в вузах Российской Федерации» дало возможность не только вновь привлечь внимание педагогов различных вузов России к формам и способам современного разрешения проблем обучения русскому языку и культуре и тем самым усилить и развить их интерес к поднятым вопросам, но и рассмотреть незатронутые ранее аспекты теории и методики преподавания русского языка в их преемственности и последовательности, дополнительно обеспечить преподавателей-русистов современными учебно-методическими материалами, поднять квалификационный уровень учителя русского языка, что, в свою очередь, продолжит процесс внедрения инновационных методик преподавания русского языка и создаст новый общественный резонанс и стимул для повышения качества освоения русского языка и овладения русской культурой.

Подготовка и проведение названного научно-практического семинара осуществлялись в соответствии с Государственным контрактом № П67 от 11 апреля 2008 г. на основании приказа Федерального агентства по образованию от 17.01.2008 № 11 «О реализации проектов, выполняемых в 2008 году в рамках федеральной целевой программы «Русский язык (2006-2010 годы)».

Его организаторами выступили факультет лингвистики и межкультурной коммуникации под руководством д.ф.н. проф. Боженковой Р.К.

Цель проведения научно-практического семинара «Русский язык и культура: проблемы преподавания в вузах Российской Федерации»: укрепление позиций русского языка не только как языка государственного и языка межнационального общения на территории Российской Федерации, но и как основы развития интеграционных процессов на международном уровне.

Данный семинар – важное звено в системе работы по повышению квалификации и переподготовке работников образования Курской области.

Целенаправленная работа факультета ЛМК, высокий научно-методический уровень проводимых мероприятий, актуальность их проблематики и эффективность проведения – все это в конечном итоге создает устойчивые условия для самоорганизации и эффективной языковой самореализации, творческих находок преподавателей гуманитарных кафедр высших учебных заведений и учителей русского языка и литературы, иностранных языков общеобразовательных школ, принимающих участие в этих мероприятиях, развития их инициативы и сделало ЮЗГУ серьезным центром повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Семинар 2010 года, привлекший внимание не только учителей русского и иностранных языков общеобразовательных школ г. Курска и Курской области, но и преподавателей вузов г. Москвы (Российский университет Дружбы народов, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана, Московский государственный областной университет, Московский государственный педагогический университет, Государственный институт русского языка им. А.С.Пушкина), г. Санкт-Петербурга (Российской государственный педагогический университет им. А.И.Герцена), г. Читы (Читинский государственный университет), г. Орла (Орловский государственный технический университет), г. Мценска (Мценский филиал Орловского государственного технического университета), г. Самары (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия), г. Курска (Юго-Западный государственный университет, Курский государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Курский филиал Московского университета менеджмента, экономики и бизнеса, Курский филиал Российского государственного социального университета, Курский педагогический колледж Курской области, Курский филиал Белгородского университета потребительской кооперации);

Важно отметить, что она была ориентирована не столько на устранение в вузовском курсе русского языка и культуры пробелов в знаниях, умениях и навыках вчерашних школьников, сколько на воспитание языковой личности, владеющей национальными нравственными ценностями, на построение целостной системы формирования языковой, речевой, лингвокультурологической и коммуникативной компетенции студентов как в филологическом, так и нефилологическом вузе.

Эффективность такого подхода несомненна, так как позволяет студенту через преподавателя постичь ценность русского языка как формы и зеркала национальной культуры, стимулирует его интерес к русскому слову, способствует более внимательному, вдумчивому отношению к своей и чужой русской речи, обеспечивает глубокое, научное понимание речемыслительных процессов и знание языка как в теоретическом, так и прагматическом аспектах.

Выступления всех лекторов отличались многоаспектностью и глубиной и вызвали неподдельный интерес и оживленную дискуссию, потому что в них было высказано немало нового, перспективного и нужного как для дальнейшего развития теории и методики преподавания русского языка как родного и иностранного, так и для педагогической практики. Вполне естественно, что участники семинара с интересом обсуждали не только вопросы, связанные с технологиями обучения русскому языку, но и многие смежные проблемы лингводидактического, педагогического и социального характера (от профессиональной подготовки учителя русского языка до современного состояния нашего языка и его роли в современном мире).

Проблема проблем сегодня (не только педагогическая, но и социальная), по мнению профессора университета Бургенланда (Австрия) Анатолия Леонидовича Бердичевского, «функциональная неграмотность личности».

Представляя слушателям основные направления современной языковой политики в Европе, ученый как бы «провёл» присутствующих через основные стадии формирования методической компетенции: от умения применять определенные теоретические знания через наблюдение и анализ конкретных образцов проведения уроков к практике самостоятельного применения знаний в ходе организованных им микроуроков.

Всей душой откликнулись участники семинара на выступление профессора А.Д.Дейкиной (МПГУ, г. Москва) «Развитие творческого потенциала личности средствами русского языка: подходы и принципы».

«Общецивилизационная задача начала ХХI века, – говорила Алевтина Дмитриевна, - обеспечить высокий образовательный статус личности в перспективе перехода к обществу знаний, к информационному обществу. С точки зрения внедрения этой гуманистической идеи необычайно важен развивающий потенциал русского языка, носители которого получают преимущественные возможности личностного роста при успешном владении родным языком, при достаточно высоком уровне лингвокультурной компетентности. Отсюда задача средней и высшей школы – усилить роль русского языка в формировании и развитии личности в соответствии с современной философией образования и образовательной политикой государства. Обе функции образования – подготовка общеобразовательная в средней школе и специальная (профессиональная) в высшей школе и подготовка человеческая (духовная, нравственная, этическая, эстетическая) и в средней, и в высшей школе – осуществляются через язык обучения, язык общения. Создателем интеллектуального пространства личности является сам предмет – русский язык. Однако мало просто находиться в интеллектуальном пространстве изучения русского языка, нужно быть активным заинтересованным лицом, субъектом познавательной, интеллектуальной деятельности, воспринимающим, признающим и понимающим ценность объекта изучения».

Отметив особый социальный статус русского языка, Алевтина Дмитриевна обратила внимание слушателей семинара на крайнюю необходимость улучшения обучения языку и общественной заботы о его развитии, поскольку он является важнейшей составляющей стабильного настоящего и лучшего будущего России. В связи с этим ученый-методист остановилась на большой значимости творчества в работе при формировании уважения наших детей к родному языку в процессе их обучения, чтобы в полной мере выполнять функцию эффективного средства культурно-речевого развития и нравственного воспитания школьников.

В ходе дискуссии, развернувшейся после выступления Дейкиной А.Д., участники семинара выразили мнение, что школьный курс изучения русского языка должен соотноситься с современными лингвистическими концепциями, оперировать к творческому потенциалу учителя, владеющего грамотной русской речью.

Лингвокультурный аспект изучения русского языка и культуры речи в вузе обсуждал со слушателями научно-практического семинара профессор Шаклеин Виктор Михайлович (РУДН, г. Москва). По мнению ученого, процесс языковой унификации заключается в формировании новой этнокультурной идентичности, приемлемой как для этнических меньшинств, так и для доминирующего большинства проживающегося на данной территории населения. Должна ли новая идентичность мигрантов совпадать с общегосударственной идентичностью принимающего общества, каковы пределы допустимых совмещений и расхождений языковой, общекультурной, общегражданской идентичности и каково должно быть отношение русскоговорящего общества к тем, кто сохраняет свой национальный язык в качестве основного средства общения в замкнутой диаспоре, а русский язык воспринимает как дополнительный, – вот вопросы, требующие, по мнению Виктора Михайловича, решения принимающим обществом в рамках процесса языковой унификации.

Обсудить животрепещущую проблему, связанную с проведением единого государственного экзамена, а именно проблемы современной методики оценивая ЕГЭ по русскому языку, преподавателям вузов и школьным учителям предложила доцент ИСМО РАО Цыбулько И.П. Равнодушных здесь не было, потому что каждый присутствовавший в зале участвовал в процессе ЕГЭ. Конечно, многое требует доработки «сверху», но кое-что можно решить на местах: очень строго подходить к отбору экспертов, проводить качественное их обучение. Случайных людей здесь быть не должно – решается судьба юных граждан России, определяется будущее самой России.

Участники семинара поддержали Ирину Петровну в том, что форма и содержание единого государственного экзамена требуют дальнейшего тщательного изучения, детализации и уточнения.

Участники семинара выразили удовлетворение высоким научно-методическом и организационном уровнем его проведения.

Действительно, семинар удался: насыщенная программа, разнообразие выступлений, высокое представительство лекторского состава, активность и постоянство слушателей (некоторые учителя принимают участие в работе семинара ежегодно), плодотворное сотрудничество. Все это позволяет говорить о том, что научно-практические семинары и конференции, проводимые факультетом лингвистики и межкультурной коммуникации ЮЗГУ, не только обогащают слушателей знаниями, но и становятся школой культурного, нравственного общения, которое дает силы, вдохновение, желание работать.

Толстая Анна,
ст. преподаватель
теоретической, прикладной и
коммуникативной лингвистики

Я сотрудник Я абитуриент Я студент