Второй уровень (ТРКИ-2)
II сертификационный уровень (ТРКИ-2)
Экзамен обеспечивает конечную квалификацию высокого уровня коммуникативной компетенции во всех сферах общения. Этот уровень позволяет кандидату вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста гуманитарного (за исключением специалистов-филологов, переводчиков, редакторов, журналистов, дипломатов, менеджеров, ведущих свою профессиональную деятельность в русскоязычном коллективе, для которых данный экзамен является промежуточным), инженерно-технического, естественно-научного профилей. Наличие данного сертификата необходимо для получения диплома бакалавра, магистра, также кандидата наук по перечисленным выше специальностям.
Тест включает в себя 5 компонентов (субтестов):
Чтение
Ожидается, что кандидаты могут читать различные информативные тексты и тексты общего содержания описательного и повествовательного характера с элементами рассуждения, а также смешанные типы текстов с эксплицитно выраженной авторской оценкой (в том числе художественные тексты, языковая и лингвокультурная сложность которых соответствует данному уровню).
Кандидаты должны уметь выделять основную и второстепенную информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора, представлять логическую схему развертывания текста.
В тест входит 3 задания, каждое из которых состоит из текста и соответствующего задания по чтению. Типы заданий: выбор правильного варианта из 3-4. Всего 25 пунктов.
Письмо
Ожидается, что кандидаты могут писать тексты на основе услышанного и прочитанного, демонстрируя умение выделять основную информацию, производить компрессию (планы, тезисы, конспекты); писать собственные письменные тексты информативного характера в форме личного или официального делового письма, а также тексты делового характера (заявления, запросы, объяснительные записки и т.д.).
Тексты пишутся с конкретной целью и для конкретного адресата. Кандидаты должны выполнить 3 задания: в задании 1 - составить текст определенного характера на основе прослушанного, в задании 2 - составить текст на основе прочитанного, в задании 3 - написать текст формального или неформального характера, содержащий характеристику объекта / лица.
Аудирование
Ожидается, что кандидаты могут понимать диалоги на бытовые темы с эксплицитно выраженным отношением говорящих; радионовости, объявления рекламного характера; диалоги из художественных фильмов и телевизионных передач с эксплицитно выраженным характером межличностных отношений.
Кандидаты должны уметь понимать основное тематическое содержание, а также намерения говорящих; понимать основные цели и мотивы говорящих, характер их отношения к предмету речи и собеседнику, выраженных в тексте эксплицитно.
Тест состоит из 5 частей, каждая из которых включает записанные (аудио или видео) текст или тексты и соответствующие задания. Тип заданий: выбор одного из 3 возможных ответов. Всего 25 пунктов.
Говорение
Тест по говорению состоит из трех частей. Первая часть проводится с использованием магнитофона: на пленку записываются реплики кандидата, произносимые им в строгом соответствии с предъявленным коммуникативным заданием. Вторая часть проходит в форме ролевой игры с преподавателем. В ходе теста используются также вспомогательные материалы (видеосюжет, письменный текст) для того, чтобы стимулировать и направлять общение. Последняя часть экзамена представляет собой свободную беседу с преподавателем.
Ожидается, что кандидаты могут поддерживать диалог, реализуя заранее предложенную тактику речевого общения; выступать инициатором диалога-расспроса; рассказывать об увиденном, выражать собственное мнение и давать оценку увиденному; достигать цели коммуникации в ситуации свободной беседы.
Экзамен проводится двумя экзаменаторами, один из которых является собеседником, а второй оценивает выполнение тестовых заданий.
Языковая компетенция
Ожидается, что кандидаты продемонстрируют умение адекватно воспринимать и употреблять лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие правильное языковое оформление высказываний. Тест содержит следующие типы заданий: выбор правильного варианта из 3-4-х, установление соответствий, восстановление текста и т.д. Всего 150 пунктов.
Кандидат должен владеть лексическим минимумом в объеме 10 000 единиц.