Top.Mail.Ru
 

Преподавание – это всегда творчество

Преподавание русского языка как иностранного – «всеохватная» практика. Вот уж где полезно знание всех изучаемых языков! Однако иностранные языки – лишь вспомогательное средство, в то время как основа всего – качественное владение русским языком.

Наша практика разносторонняя и многоаспектная. Предварением к ней стало составление картотеки методической и учебно-методической литературы, которой располагает библиотека кафедры. Затем пассивная практика, в ходе которой мы посещали занятия иностранных студентов, проводимые нашими преподавателями. Это был необходимый этап для последующего качественного «исполнения роли» преподавателя. Почувствовав вкус преподавания русского языка иностранцам, вооружившись приобретенными знаниями и настроившись морально, от наблюдения мы перешли к активной организации учебного процесса. А процесс этот, как известно, труден и долог…

Впечатления остались самые разные, но все, несомненно, со знаком плюс. Конечно, поначалу было страшновато: нам предстояло работать с турецкими студентами, которые довольно требовательны к обучению и подчас капризны. Надо было найти с ними общий язык, принимая во внимание особенности их культуры.

Не менее сложная задача – решить вопрос как? С двумя другими «вечными» вопросами преподавания – что? и зачем? – ситуация представлялась более ясной: обучать русскому языку как иностранному слушателей, работающих в сфере гостинично-ресторанного и туристического бизнеса, которым необходимы навыки элементарного устного общения. А как построить обучение, чтобы и самой не запутаться и иностранному студенту был понятен великий и могучий русский язык с грамматикой, сложной и для объяснения и для понимания? Низкий поклон нашим опытным педагогам, которые помогали нам разобраться со всеми трудностями на этом тернистом пути. Составив план урока совместно с преподавателем, получив необходимые рекомендации, ты спокойно входишь в аудиторию, но не без волнения – ведь это большая ответственность, и точно предугадать ход занятия невозможно.

Но, несмотря на трудности, желание и терпение все преодолели. Мы подружились с турецкими студентами, нашли общие интересы, обрели уверенность в собственных силах и возможностях, что пригодится нам, где бы мы ни работали в дальнейшем. Основополагающими в любом виде деятельности станут умение работать в коллективе, особенно в иностранной среде, владение языками на уровне специалиста, те самые компетентность и компетенции, представлявшиеся нам ранее абстрактными понятиями.

Преподавание – это всегда творчество, возможность реализации своего потенциала. Это было чрезвычайно увлекательно и ответственно – нести русское слово иностранной аудитории, способствуя тем самым распространению русского языка в мире.

Атанова Дарья, студентка 5 курса

Я сотрудник Я абитуриент Я студент