Top.Mail.Ru
 

VI университетская Олимпиада по русскому языку как иностранному

VI Университетская олимпиада по русскому языку как иностранному «Город славных воинских традиций», посвящённая 65-й годовщине победы в Великой Отечественной войне и 67-й годовщине освобождения города Курска от немецкой оккупации, на кафедре ТПКЛ факультета лингвистики и межкультурной коммуникации Курского государственного технического университета (в соответствии с Планом научно-технических мероприятий КурскГТУ на 2010 год) стартовала 24 февраля, а закончилась 10 апреля 2010 года большим зрелищным мероприятием, познакомившим иностранных студентов нашего университета с героическими событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, героизмом курян в страшные годы лихолетья.

Олимпиада по русскому языку как иностранному, проводимая кафедрой русского языка, а далее кафедрой теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики, стала традиционной. На факультете лингвистики и межкультурной коммуникации воспитание молодого поколения является одним из приоритетных направлений. В центре нашего внимания не только лингвисты – питомцы кафедры ТПКЛ, но и иностранные студенты 1-4 курсов, магистранты 1 года обучения. Воспитательная работа – непрерывный процесс, который целенаправленно осуществляется прежде всего средствами дисциплины «Русский язык как иностранный» в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности педагога. Учебно-воспитательная работа направлена на создание условий для развития духовно-ценностной ориентации на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, на оказание помощи в преодолении межкультурного барьера, воспитание уважения к различным культурам и толерантности. Университетская Олимпиада по русскому языку как иностранному в 2009-2010 учебном году проводилась в преддверии юбилея Великой Победы и была посвящена героическим страницам истории нашего города, на протяжении тысячелетия неразрывно связанной с героическими страницам российской истории.

Олимпиада – сложное двухэтапное мероприятие: I тур позволяет выявить студентов, имеющих наиболее высокий уровень владения русским языком на курсе и в группе, во II туре в борьбу вступают команды. В этом году они были сформированы в результате жеребьёвки и состояли из представителей всех курсов. Перед руководителями команд, которыми традиционно являются преподаватели русского языка как иностранного, стояла сложная задача – не только подготовить свой тематический блок, отрепетировать стихотворение и песню о войне, но прежде всего создать команду, способную совместно решать задачи и творчески воплощать идеи.

Сколько нужно подготовки, чтобы достойно выступить в переполненной участниками и зрителями поточной аудитории нашего университета?! Но время, потраченное на репетиции, не самый главный фактор в творческом процессе, который требует особого осмысления, внутреннего преломления событий, на первый взгляд, совершенно чужих для иностранных студентов. Однако то, что они узнали и оценили в процессе репетиций, не могло не пробудить в их душах понимания, сочувствия, скорби, восхищения… И результат превзошёл ожидания даже тех, кто посвятил подготовительной работе немало времени, терпения, душевных сил.

Этот день стал волнующим не только для иностранных студентов и руководителей команд, но и для студенток-лингвисток, которые с энтузиазмом помогали преподавателям: подбирали материал, искали костюмы, выбирали и учили петь военные песни, выразительно читать стихи, репетировали, терпеливо объясняя, рассказывая и показывая. Совместный творческий труд стёр языковые и национальные барьеры, подружил и объединил…

Открывая VI Университетскую олимпиаду, декан факультета лингвистики и межкультурной коммуникации КурскГТУ, доктор филологических наук, профессор Боженкова Р.К. – источник гениальных идей и всех начинаний на кафедре и факультете, инициатор этого мероприятия – напутствовала участников Олимпиады добрыми словами.

Финальный этап VI Университетской олимпиады начал работу… На сцену одна за другой выходили команды: «Добровольцы», «Ратоборцы», «Отважные сердца», «Большая восьмёрка», «Огонёк». За представлением команд последовали тематические блоки, каждый из которых представлял театрализованное действо или об одном из этапов ВОВ, или о героях войны.

На сцене команда «Добровольцы»: танцующая молодёжь с недоверием, а затем ужасом узнаёт о начале войны, и вот уже добровольцы уходят на фронт, провожаемые подругами; из репродукторов звучат оперативные сводки, а на экране кадры из военной хроники…

Команда «Ратоборцы» на фоне документальных фотографий ведёт рассказ о героической защите Курска советскими войсками, о страшных месяцах фашистской оккупации с 4 ноября 1941 и освобождении города 8 февраля 1943 года.

«Большая восьмёрка» посвятила своё выступление Курской битве, обеспечившей коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и вошедшей в героическую летопись нашей страны так же, как битвы на Куликовом поле, под Бородиным, легендарная Сталинградская…

О суровых солдатских буднях рассказ студентов команды «Огонёк», которые вслед за писателем-фронтовиком утверждали на сцене: «Война ж совсем не фейерверк, а просто – трудная работа».

«На войне солдату трудно. А мальчишке …» Летопись грозных сороковых годов полна примеров мужества и героизма школьников. Таких юных героев увидели зрители, когда на сцену вышла команда «Отважные сердца».

Поэтический и музыкальный конкурсы показали, насколько поняли, прочувствовали и сумели передать исполнители глубину поэтических произведений о войне, лиричность, трагизм и музыкальную выразительность военной песни. Стихи, звучавшие со сцены, раз за разом вызывали аплодисменты, а песни привели в восторг многочисленную многонациональную аудиторию.

Трудно было жюри, возглавляемому деканом ФЛМК, доктору филологических наук, профессору Р. К. Боженковой, беспристрастно оценивать выступления, костюмы, презентации. Разве только жёсткие критерии оценки могли повлиять на выставляемые баллы, если члены жюри не стесняясь вытирали слёзы, глядя на мальчишек в солдатских гимнастёрках, пишущих на коленях письма о фронтовых буднях? Но строгим судьям удалось отметить и подчеркнуть самое главное, самое яркое и неповторимое в образе, созданном каждой командой. Поэтому в командном зачёте 1 место разделили команды «Добровольцы» (руководитель – кандидат пед. наук, доцент, доцент кафедры ТПКЛ Шульгина Н.П.) и «Ратоборцы» (руководитель – кандидат пед. наук, доцент кафедры ТПКЛ Петрова Н.Э.), 2 место заняла команда «Отважные сердца» (руководитель – преподаватель кафедры ТПКЛ Толстая А.Л.), 3 место – команда «Большая восьмёрка» (руководитель – старший преподаватель кафедры ТПКЛ Загорулько Г.Л.); в конкурсе «Военная поэзия» 1 место разделили команды «Большая восьмёрка» (Алхаджех Недаль (БМ-61) читал К.Симонова «Жди меня») и «Добровольцы» (Аль-Марди Мохаммед (ВМ-81) – В. Высоцкий «На братских могилах»), 2 место заняла команда «Отважные сердца» (Бвалья Кельвин (ВМ-62) – С. Гудзенко «Перед атакой»), 3 место – команда «Ратоборцы» (Мвале Джосиас (ВМ-91) – С. Коновалов «Время выбрало их»); в конкурсе «Военно-патриотическая песня» 1 место заняла команда «Большая восьмёрка» (Франк Клауд Майард (ПС-81) с песней «Журавли»), 2 место – команда «Ратоборцы» (Олойе Абьола (ТК-91м) с песней «Последний бой»), 3 место разделили команды «Отважные сердца» (Алсеус Чимри (ВМ-71) с песней «Ночь темна») и команда «Огонёк» с песней «Огонёк»; за создание оригинальных костюмов декораций награждена команда «Ратоборцы»; за творчество, актёрское мастерство и командный дух – команда «Отважные сердца».

Для иностранных студентов Олимпиада стала серьёзным испытанием. Им было дано почётное право рассказать о трагических и героических событиях российской истории, в которых принимали участие куряне, во все века защищавшие российские рубежи. Курск, куряне вписали свою героическую страницу в историю Великой Отечественной войны. Иностранные студенты не только справились с поставленной задачей, но и по-иному, более глубоко и серьёзно, приобщились к истории и культуре страны, города, в котором они живут и учатся. Слёзы на глазах иностранных студентов, гром аплодисментов, подхваченная всеми студентами «Катюша» дорогого стоят.

Наша Олимпиада стала Праздником дружбы между народами разных национальностей и религий, между народами разных стран и даже континентов.

Доцент кафедры ТПКЛ Петрова Н.Э.

Я сотрудник Я абитуриент Я студент