Воспитательная работа

Содержание раздела

  1. Направления воспитательной работы
  2. Оценка воспитательной деятельности

1. Направления воспитательной работы

Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.

Цель воспитательной работы:

обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента в образовательном пространстве университета на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных, эколого-валеологических ценностей, в проекции на выполнение активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда и понимание недопустимости нарушения правил и норм делового оборота в предпринимательской деятельности.

Способ достижения цели:

профессионально-психологическое формирование личности будущего специалиста, имеющего высокий морально-этический уровень и умеющего управлять своим интеллектуальным потенциалом при решении практических задач в области экономики и управления.

Концепция воспитательной работы:

открытость воспитательной работы; ценностно–ориентированный подход к построению воспитательной работы; стимулирование социально-позитивных форм активности личности; моделирование профессионально-этических отношений; приоритет делового сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса; социально-педагогическая и психологическая поддержка.

Направления воспитательной работы:

основное влияние на формирование личности будущего специалиста оказывать в ходе учебного процесса при обучении профессиональным навыкам, дополнительное влияние оказывать во внеучебное время через организованные при кафедре временные творческие студенческие коллективы, содействие активам учебных групп в проведении досуга, бесед, встреч, дискуссий, экскурсий и туристических походов и участие в мероприятиях по поддержанию чистоты и порядка в помещениях вуза и на закрепленной территории.

Формы воспитательной работы:

коллективные и индивидуальные мероприятия со студентами, организуемые и проводимые кураторами учебных групп и преподавателями кафедры.

Период и этапы воспитательной работы:

все время обучения в университете с учетом профессионально-возрастной специфики каждого курса.

Объект воспитательной работы и его структура:

студенты учебных групп пяти курсов бюджетной и внебюджетной форм очного обучения.

Задачи воспитательной работы

Формирование у студентов отношения к учебе как к профессиональному труду и чувства принадлежности к социально-профессиональной группе – экономисты-менеджеры. Всестороннее развитие человеческих и профессиональных качеств будущих специалистов, постоянное стимулирование посильной для студентов творческой деятельности, интереса к работе экономистов-менеджеров, самостоятельности в освоении теоретической базы выбранной профессии.

Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения классического университетского образования - высшего уровня воспитанности и образованности;

  • формирование у студентов гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;

  • освоение и принятие для себя высших нравственных, культурных и научных приоритетов, основанных на общечеловеческих ценностях, достижениях мировой и национальной культуры, традициях народов Марий Эл и России;

  • развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования, интеллекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам;

  • формирование у студентов профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности;

  • формирование у студентов значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина.

 

Воспитание толерантности:

  • формирование позитивного морального климата в учебных группах на основе признания равной значимости всех членов коллектива, уважения убеждений других лиц и их действий;

  • поощрение стремления более сильных студентов оказывать помощь коллегам, испытывающим трудности в учебе, менее способным и менее удачливым;

  • предупреждение случаев нетерпимости и неприязни в межличностных отношениях между студентами в учебных группах;

  • своевременное выявление неформальных "агрессивных" лидеров и публичное осуждение попыток унижения или подавления личностей с их стороны.

К содержаниею раздела


2. Оценка воспитательной деятельности

Оценка воспитательной деятельности кафедры экономики, управления и политики осуществляется по показателям, сформированным по двум критериям.

Критерий 1: Наличие на кафедре условий для внеучебной работы с учащимися.

Показатели по 1-му критерию:

  1. На кафедре имеется концепция воспитательной работы, ежегодные планы воспитательной работы, документы, регламентирующие воспитательную работу. На семинарах кафедры ежемесячно обсуждаются проблемы, мероприятия по их предотвращению и результаты воспитательной работы.

  2. Назначен ответственный за реализацию воспитательной функции на кафедре, который организует и контролирует работу через институт кураторства, выступает на семинарах кафедры с сообщениями. 

  3. Студенты нашей специальности входят в состав общевузовского научного кружка, а также состоят в органах студенческого самоуправления.

  4. Материально-технической базой для внеучебной работы с обучающимися служат аудитории, актовый зал, вузовский комплекс «Досуг».

  5. На кафедре применяются механизмы стимулирования научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся. Кураторы подают в деканат сведения о студентах, которые занимаются внеучебной деятельностью в вузе, для начисления денежных надбавок и премий.

Критерий 2: Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.

Показатели по 2-му критерию:

  1. На кафедре воспитательная работа осуществляется каждым преподавателем в рамках своей дисциплины, куратором – в индивидуальном порядке, а также во время «кураторских часов», которые проводятся ежемесячно (или чаще, в случае необходимости) для выявления проблем студентов и их своевременного разрешения. Другие направления воспитательной работы приведены в Отчете.

  2. Оценка состояния воспитательной работы осуществляется посредством опроса студентов об их удовлетворенностью работой кураторов и осуществлением воспитательной функции, их тестированием по тематике «лучший преподаватель», «любимая дисциплина». Кураторы и преподаватели на семинарах кафедры осуществляют оценку и самооценку результатов работы, предоставляют ответственному за воспитательную работу:


    - ежемесячно: отчет о посещаемости и успеваемости (все преподаватели по своим дисциплинам) (Приложение А);

    Скачать приложения А

    - по прошествии семестра: отчет о проделанной воспитательной работе (кураторы) (Приложение Б).

    Скачать приложение Б


    Выявляются причины пропусков занятий, в случае систематических пропусков проводится кураторская работа с применением практики уведомления родителей об успеваемости
    (письма).

  3. Система воспитательной работы на кафедре предусматривает:

    1. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
      Кураторы организуют походы в театр, приурочивая их к важным датам. Также проводятся лекции по этике и воспитанию обучающихся.
         Кураторы организовывают группы посредством старост для уборки принадлежащей кафедре и университету территории, студенты принимают в этом активное участие. 

    2. Научно-исследовательская работа. Это приоритетное направление воспитательной работы кафедры осуществляется с целью приобщить студентов к существующей научной школе. Обучающиеся, особенно студенты 3-5 курсов, принимают активное участие в научной жизни кафедры, публикуют тезисы и статьи, выступают на научно-практических конференциях.
      На кафедре организован Научный кружок под руководством аспиранта кафедры экономики, управления и политики, в состав которого входят студенты 3-5 курсов.
        Участие в научных конференциях, форумах.

    3. Работа по формированию традиций образовательного учреждения.


    4. Культурно-массовая и творческая деятельность

      Творческое объединение

      Количество человек

      Ответственный

      Театр танца «Максимум»

      3 чел. (3 курс)

      кураторы

      Эстрадно-джазовый ансамбль «Эксклюзив»

      1 чел. (2 курс)

      все преподаватели 

      Ансамбль классического пения «Адажио»

      2 чел (2 курс)

      кафедры

      КВН «Без НДС»

      1 чел. (3 курс)

      кураторы

    5. Спортивно-оздоровительная работа, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни. Эти направления являются важными при осуществлении воспитательной. Есть студенты, которые профессионально занимаются сортом и представляют университет на городских, областных и межрегиональных соревнованиях.

    6. Организация психолого-консультационной и профилактической работы:  
      - адаптация первокурсников (встречи с куратором, посвящение в студенты, учеба старост);
      - профилактика наркомании, правонарушений, ВИЧ-инфекции (проводились на
      экономическом факультете в форме лекций специалистов данных областей).
         
    7. Формы поощрения за достижения обучающихся в учебе и внеучебной деятельности.  
      Студенты получают повышенные стипендии, стипендии Ученого совета и разовые надбавки:
      - за отличную учебу;
      - за научно-исследовательскую работу;
      - за творческую деятельность;
      - за общественную работу;
      - за спортивно-оздоровительную работу.

Результаты учебно-воспитательной работы кафедры

Доля студентов, активно участвующих в мероприятиях воспитательной направленности, составляет около 20%. Если учитывать такие направления, как, например, общественно-полезный труд (уборка прилежащей территории), то все студенты задействованы в этой деятельности.

Для оценки удовлетворенности работодателей выпускниками кафедры экономики, управления и политики было проведено анкетирование и составлен отчет, где учитывались многие характеристики, являющиеся результатом воспитательной работы (Приложение Б).

Скачать приложение Б

Работодатели у выпускников кафедры высоко оценили такие качества, как культура общения, коммуникационные качества, воспитание и общую культуру.

Кураторы академических групп очной и заочной форм обучения

2020/2021 учебный год

Группа

Куратор

Очная форма обучения

1.     

БУ-01т

к.э.н., доцент Коптева Жанна Юрьевна

2.     

ЭК-01б

к.э.н., доцент Полищук Ольга Александровна  

3.     

УП-01м

к.э.н., доцент Мамонтова Светлана Викторовна

4.     

ЭК-91б

к.э.н., доцент Ронжина Мария Анатольевна

5.     

ЭК-93б

к.э.н., доцент Шугаева Ольга Валентиновна

6.     

УП-91б

к.э.н., доцент Шугаева Ольга Валентиновна

7.     

БУ-91т

к.э.н., доцент Коптева Жанна Юрьевна

8.     

ЭК-91м

к.э.н., доцент Мамонтова Светлана Викторовна

9.     

УП-91м

к.э.н., доцент Мамонтова Светлана Викторовна

10.

ЭК-81б

к.э.н., доцент Ронжина Мария Анатольевна

11.

УП-81б

к.э.н., доцент Стародубцева Александра Сергеевна

12.

БУ-71б

к.э.н., доцент Мильгунова Ирина Викторовна

13.

ЭК-71б

к.т.н., доц. Томакова Ирина Александровна

Заочная форма обучения

14.

БУ-01тз

к.э.н., доцент Коптева Жанна Юрьевна

15.

ЭК-01бз

к.э.н., доцент Полищук Ольга Александровна

16.

УП-01бз

к.э.н., доцент Козьева Ирина Александровна

17.

УП-02бз

к.э.н., доцент Козьева Ирина Александровна

18.

ЭК-01мз

к.э.н., профессор Грачева Надежда Алексеевна

19.

УП-01мз

к.э.н., доцент Мамонтова Светлана Викторовна

20.

ЭК-91бз

к.э.н., доцент Мильгунова Ирина Викторовна

21.

БУ-91тз

к.э.н., доцент Коптева Жанна Юрьевна

22.

УП-91бз

к.э.н., доцент Стародубцева Александра Сергеевна

23.

УП-92бз

к.э.н., доцент Стародубцева Александра Сергеевна

24.

ЭК-91мз

к.э.н., профессор Грачева Надежда Алексеевна

25.

ЭК-92мз

к.э.н., профессор Грачева Надежда Алексеевна

26.

УП-91мз

к.э.н., доцент Стародубцева Александра Сергеевна

27.

УП-81з

к.т.н., доц. Томакова Ирина Александровна

28.

УП-82з

к.т.н., доц. Томакова Ирина Александровна

29.

ЭК-81з

к.э.н., доцент Ронжина Мария Анатольевна

30.

БУ-71з

к.э.н., доцент Ронжина Мария Анатольевна

31.

УП-71з

к.э.н., доцент Шугаева Ольга Валентиновна

Работа персонала кафедры со студентами

п/п

Наименование

(содержание работы)

Учебная

группа

(группы)

Сроки выполнения

Исполнители

начало

окончание

1.  

Собрания с курируемыми группами по вопросам успеваемости, дисциплины, внеучебной работы и др.

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы

групп

2.  

Организация и проведение собраний со студентами, проживающими в общежитии

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т, УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

сентябрь

2020 г.

октябрь

2020 г.

Кураторы

групп

3.  

Подготовка информации для деканата на премирование студентов за высокие достижения в учебе, науке, творчестве, общественной жизни факультета и университета

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп,

Коптева Ж.Ю.

4.  

Анализ успеваемости студентов, результатов экзаменационных сессий и обсуждение на заседании кафедры

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

обсуждение на

заседаниях кафедры

Кураторы групп,

Коптева Ж.Ю.

5.  

Организация участия студентов кафедры в спортивных мероприятиях вуза, города, области

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп

6.  

Организация мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни; профилактические беседы о вреде наркотиков, табака, алкоголя

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т, УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп

7.  

Организация и проведение уборок территории, закрепленной за кафедрой

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

сентябрь

2020 г.

апрель

2021 г.

Кураторы групп

8.  

Организация экскурсий, поездок

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп,

Федорова С.Н.

9.  

Участие в университетском Дне донора

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп

10.           

Помощь в организации профилактических осмотров студентов

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

по плану Здравпункта

Кураторы групп

11.           

Контроль за ходом  ликвидации академических задолженностей неуспевающими студентами

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп

12.           

Индивидуальные беседы с отстающими в учебном процессе и с нарушителями дисциплины

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т, УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп

13.           

Контроль за посещаемостью кураторами студентов, проживающих в общежитии

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б, УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп

14.           

Беседы со студентами групп на тему «О соблюдении внутреннего распорядка в ВУЗе, недопущение неправомерных действий, в том числе коррупционного характера и меру ответственности за них»

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

в течение года

Кураторы групп

15.           

Участие в праздничных городских мероприятиях

ЭК-71б, 73б, 81б, 91б, 93б, УП – 81б, 91б; БУ-81т, 91т,

УП-01б, ЭК-01б, 03б, БУ-01т

04.11.20; 01.05.21; 09.05.21; 12.06.21

Кураторы групп

16.           

Контроль за посещаемостью и успеваемостью иностранных студентов

УП – 91б

в течение года

Куратор группы

17.           

Сбор данных и формирование ведомости трудоустройства для предоставления в Центр трудоустройства выпускников

ЭК-71б, ЭК-73б

в течение года

Кураторы групп

 


 К содержанию раздела


Я сотрудник Я абитуриент Я студент