Воспитательная работа
Содержание раздела
1. Направления воспитательной работы
Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов.
Цель воспитательной работы:
обеспечение саморазвития, самосовершенствования и самореализации личности студента в образовательном пространстве университета на основе актуализации духовно-нравственных, интеллектуальных, культурных, эколого-валеологических ценностей, в проекции на выполнение активной гражданской роли и конкурентоспособности на рынке труда и понимание недопустимости нарушения правил и норм делового оборота в предпринимательской деятельности.
Способ достижения цели:
профессионально-психологическое формирование личности будущего специалиста, имеющего высокий морально-этический уровень и умеющего управлять своим интеллектуальным потенциалом при решении практических задач в области экономики и управления.
Концепция воспитательной работы:
открытость воспитательной работы; ценностно–ориентированный подход к построению воспитательной работы; стимулирование социально-позитивных форм активности личности; моделирование профессионально-этических отношений; приоритет делового сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса; социально-педагогическая и психологическая поддержка.
Направления воспитательной работы:
основное влияние на формирование личности будущего специалиста оказывать в ходе учебного процесса при обучении профессиональным навыкам, дополнительное влияние оказывать во внеучебное время через организованные при кафедре временные творческие студенческие коллективы, содействие активам учебных групп в проведении досуга, бесед, встреч, дискуссий, экскурсий и туристических походов и участие в мероприятиях по поддержанию чистоты и порядка в помещениях вуза и на закрепленной территории.
Формы воспитательной работы:
коллективные и индивидуальные мероприятия со студентами, организуемые и проводимые кураторами учебных групп и преподавателями кафедры.
Период и этапы воспитательной работы:
все время обучения в университете с учетом профессионально-возрастной специфики каждого курса.
Объект воспитательной работы и его структура:
студенты учебных групп пяти курсов бюджетной и внебюджетной форм очного обучения.
Задачи воспитательной работы
Формирование у студентов отношения к учебе как к профессиональному труду и чувства принадлежности к социально-профессиональной группе – экономисты-менеджеры. Всестороннее развитие человеческих и профессиональных качеств будущих специалистов, постоянное стимулирование посильной для студентов творческой деятельности, интереса к работе экономистов-менеджеров, самостоятельности в освоении теоретической базы выбранной профессии.
Основными интегрированными задачами воспитательной работы являются:
-
удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии путем получения классического университетского образования - высшего уровня воспитанности и образованности;
-
формирование у студентов гражданской позиции, уважения к закону, социальной активности и ответственности, потребности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократического общества;
-
освоение и принятие для себя высших нравственных, культурных и научных приоритетов, основанных на общечеловеческих ценностях, достижениях мировой и национальной культуры, традициях народов Марий Эл и России;
-
развитие отношения к достижениям мировой, национальной культуры, образования, интеллекта и науки как к самостоятельным ценностным феноменам;
-
формирование у студентов профессиональной позиции и этики, осознания общественной миссии своей профессии, ответственности специалиста за результаты и последствия своих действий, профессионально значимых качеств личности и профессиональной корпоративности;
-
формирование у студентов значимых качеств и свойств личности семьянина и гражданина.
Воспитание толерантности:
-
формирование позитивного морального климата в учебных группах на основе признания равной значимости всех членов коллектива, уважения убеждений других лиц и их действий;
-
поощрение стремления более сильных студентов оказывать помощь коллегам, испытывающим трудности в учебе, менее способным и менее удачливым;
-
предупреждение случаев нетерпимости и неприязни в межличностных отношениях между студентами в учебных группах;
-
своевременное выявление неформальных "агрессивных" лидеров и публичное осуждение попыток унижения или подавления личностей с их стороны.
2. Оценка воспитательной деятельности
Оценка воспитательной деятельности кафедры экономики, управления и политики осуществляется по показателям, сформированным по двум критериям.
Критерий 1: Наличие на кафедре условий для внеучебной работы с учащимися.
Показатели по 1-му критерию:
-
На кафедре имеется концепция воспитательной работы, ежегодные планы воспитательной работы, документы, регламентирующие воспитательную работу. На семинарах кафедры ежемесячно обсуждаются проблемы, мероприятия по их предотвращению и результаты воспитательной работы.
-
Назначен ответственный за реализацию воспитательной функции на кафедре, который организует и контролирует работу через институт кураторства, выступает на семинарах кафедры с сообщениями.
-
Студенты нашей специальности входят в состав общевузовского научного кружка, а также состоят в органах студенческого самоуправления.
-
Материально-технической базой для внеучебной работы с обучающимися служат аудитории, актовый зал, вузовский комплекс «Досуг».
-
На кафедре применяются механизмы стимулирования научной, творческой, спортивной деятельности обучающихся. Кураторы подают в деканат сведения о студентах, которые занимаются внеучебной деятельностью в вузе, для начисления денежных надбавок и премий.
Критерий 2: Организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.
Показатели по 2-му критерию:
-
На кафедре воспитательная работа осуществляется каждым преподавателем в рамках своей дисциплины, куратором – в индивидуальном порядке, а также во время «кураторских часов», которые проводятся ежемесячно (или чаще, в случае необходимости) для выявления проблем студентов и их своевременного разрешения. Другие направления воспитательной работы приведены в Отчете.
-
Оценка состояния воспитательной работы осуществляется посредством опроса студентов об их удовлетворенностью работой кураторов и осуществлением воспитательной функции, их тестированием по тематике «лучший преподаватель», «любимая дисциплина». Кураторы и преподаватели на семинарах кафедры осуществляют оценку и самооценку результатов работы, предоставляют ответственному за воспитательную работу:
- ежемесячно: отчет о посещаемости и успеваемости (все преподаватели по своим дисциплинам) (Приложение А);
Скачать приложения А - по прошествии семестра: отчет о проделанной воспитательной работе (кураторы) (Приложение Б).
Скачать приложение Б
Выявляются причины пропусков занятий, в случае систематических пропусков проводится кураторская работа с применением практики уведомления родителей об успеваемости
(письма). -
Система воспитательной работы на кафедре предусматривает:
-
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание.
Кураторы организуют походы в театр, приурочивая их к важным датам. Также проводятся лекции по этике и воспитанию обучающихся.
Кураторы организовывают группы посредством старост для уборки принадлежащей кафедре и университету территории, студенты принимают в этом активное участие. -
Научно-исследовательская работа. Это приоритетное направление воспитательной работы кафедры осуществляется с целью приобщить студентов к существующей научной школе. Обучающиеся, особенно студенты 3-5 курсов, принимают активное участие в научной жизни кафедры, публикуют тезисы и статьи, выступают на научно-практических конференциях.
На кафедре организован Научный кружок под руководством аспиранта кафедры экономики, управления и политики, в состав которого входят студенты 3-5 курсов.
Участие в научных конференциях, форумах. - Работа по формированию традиций образовательного учреждения.
-
Культурно-массовая и творческая деятельность
-
Спортивно-оздоровительная работа, пропаганда и внедрение физической культуры и здорового образа жизни. Эти направления являются важными при осуществлении воспитательной. Есть студенты, которые профессионально занимаются сортом и представляют университет на городских, областных и межрегиональных соревнованиях.
- Организация психолого-консультационной и профилактической работы:
- адаптация первокурсников (встречи с куратором, посвящение в студенты, учеба старост);
- профилактика наркомании, правонарушений, ВИЧ-инфекции (проводились на
экономическом факультете в форме лекций специалистов данных областей).
- Формы поощрения за достижения обучающихся в учебе и внеучебной деятельности.
Студенты получают повышенные стипендии, стипендии Ученого совета и разовые надбавки:
- за отличную учебу;
- за научно-исследовательскую работу;
- за творческую деятельность;
- за общественную работу;
- за спортивно-оздоровительную работу.
-
Результаты учебно-воспитательной работы кафедры
Доля студентов, активно участвующих в мероприятиях воспитательной направленности, составляет около 20%. Если учитывать такие направления, как, например, общественно-полезный труд (уборка прилежащей территории), то все студенты задействованы в этой деятельности.
Для оценки удовлетворенности работодателей выпускниками кафедры экономики, управления и политики было проведено анкетирование и составлен отчет, где учитывались многие характеристики, являющиеся результатом воспитательной работы (Приложение Б).
Скачать приложение Б |
Работодатели у выпускников кафедры высоко оценили такие качества, как культура общения, коммуникационные качества, воспитание и общую культуру.
Кураторы студенческих групп кафедры ЭУиА
2023-2024гг.
Грачева Н.А.: ЭК-11мз, ЭК-21мз, ЭК-31мз
Ронжина М.А.: БУ-31т, БУ-31тз
Полищук О.А.: ЭК-11в, ЭК-01б, ЭК-01бз, ЭК-03б, ЭК-03бз
Шевцов Н.А.: ЭК-21б
Козьева И.А.: УП-01бз, ЭК-22б, УП-31в
Мамонтова С.В.: УП-11мз, УП-21мз
УП-31мз, ЭК-31м
Коптева Ж.Ю.: ЭК-11б, БУ-21тз, БУ-21т, БУ-11тз
Беляева Т.А.: ЭК-31б
Работа персонала кафедры со студентами
№ п/п |
Наименование (содержание работы) |
Учебная группа (группы) |
Сроки выполнения |
Исполнители |
|
начало |
окончание |
|
|||
1. |
Собрания с курируемыми группами по вопросам успеваемости, дисциплины, внеучебной работы и др. |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп |
|
2. |
Организация и проведение собраний со студентами, проживающими в общежитии |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
сентябрь 2023 г. |
май 2024 г. |
Кураторы групп |
3. |
Подготовка информации для деканата на премирование студентов за высокие достижения в учебе, науке, творчестве, общественной жизни факультета и университета |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп, |
|
4. |
Анализ успеваемости студентов, результатов экзаменационных сессий и обсуждение на заседании кафедры |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года обсуждение на заседаниях кафедры |
Кураторы групп, |
|
5. |
Организация участия студентов кафедры в спортивных мероприятиях вуза, города, области |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп
|
|
6. |
Организация и участие в мероприятиях, направленных на укрепление межнациональных связей, пропаганду культурных ценностей |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года
|
Кураторы групп
|
|
7. |
Организация и участие мероприятиях, направленных на изучение истории и гражданско-патриотического воспитания |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года
|
Кураторы групп,
|
|
8. |
Организация мероприятий, пропагандирующих здоровый образ жизни; профилактические беседы о вреде наркотиков, табака, алкоголя |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп |
|
9. |
Организация и проведение уборок территории, закрепленной за кафедрой |
ЭК-01б, ЭК-11б, БУ-21т, ЭК-21б, 22б, ЭК-31б, ЭК-31м, УП-31б, УП-31м |
сентябрь 2023 г. |
апрель 2024 г. |
Кураторы групп |
10. |
Организация экскурсий, поездок |
ЭК-01б, ЭК-11б, БУ-21т, ЭК-21б, 22б, ЭК-31б, ЭК-31м, УП-31б, УП-31м |
в течение года |
Кураторы групп |
|
11. |
Участие в университетском Дне донора |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп |
|
12. |
Помощь в организации профилактических осмотров студентов |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
по плану Здравпункта |
Кураторы групп |
|
13. |
Контроль за ходом ликвидации академических задолженностей неуспевающими студентами |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп |
|
14. |
Индивидуальные беседы с отстающими в учебном процессе и с нарушителями дисциплины |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп |
|
15. |
Организация участия студентов кафедры в научных мероприятиях |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Преподаватели кафедры |
|
16. |
Контроль за посещаемостью кураторами студентов, проживающих в общежитии |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп |
|
17. |
Беседы со студентами групп на тему «О соблюдении внутреннего распорядка в ВУЗе, недопущение неправомерных действий, в том числе коррупционного характера и меру ответственности за них» |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
в течение года |
Кураторы групп |
|
18. |
Участие в праздничных городских мероприятиях |
ЭК-01б, ЭК-11б,ЭК-11в, БУ-21т, 21тз, БУ-11тз, ЭК-21б, 22б, ЭК-21м, ЭК-21мз, УП-21мз, ЭК-31б, 31в, ЭК-31м, 31мз, УП-31б, УП-31м, 31мз УП -91бз; 01бз |
04.11.23; 01.05.24; 09.05.24; 12.06.24 |
Кураторы групп |
|
19. |
Контроль за посещаемостью и успеваемостью иностранных студентов |
ЭК-11б, ЭК-01б ЭК-21б,22б |
в течение года |
Кураторы группы |
|
20. |
Сбор данных и формирование ведомости трудоустройства для предоставления в Центр трудоустройства выпускников |
БУ-01т БУ-01тз БУ-11т БУ-11тз УП-01м УП-01мз УП-81б УП-81з УП-82з УП-91мз ЭК-01мз ЭК-81б ЭК-81з ЭК-83б ЭК-83з ЭК-91мз ЭК-92мз |
в течение года |
Кураторы групп |
К содержанию раздела