Top.Mail.Ru
 

Административный надзор

Административный надзор.

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет  3 ЗЕТ (108 часов).

    Цели и задачи дисциплины: Целью преподавания дисциплины является приобретение студентами необходимых теоретических и практических знаний в области административно-правового регулирования государственного управления и обеспечения деятельности исполнительных органов государственной власти, вовлеченных в административно-правовые отношения.  Основными задачами дисциплины является получение студентами необходимого объема знаний, связанных с обеспечением законности различных сторон государственного управления в современных условиях с использованием правовых средств – контроля и надзора.

   Основные дидактические единицы (разделы): Понятие законности и способы ее обеспечения в деятельности органов исполнительной власти. Понятие законности в сфере исполнительной власти. Принципы законности. Гарантии обеспечения законности. Понятие и содержание механизма обеспечения законности в сфере исполнительной власти. Способы обеспечения законности. Контроль как способ обеспечения законности: понятие, признаки, формы и виды. Надзор как способ обеспечения законности: понятие и виды. Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц как способ обеспечения законности. Государственный контроль: понятие и виды.  Понятие контроля как вида государственного контроля. Классификация основных направлений контрольной деятельности. Система органов государственной власти, осуществляющая контрольную деятельность. Законодательная основа контрольной деятельности. Президентский контроль, парламентский контроль, контроль органов исполнительной власти, судебный контроль: объекты, содержание, формы и методы контрольной деятельности. Общий, межотраслевой, отраслевой (внутриведомственный), локальный контроль: объекты, содержание, формы и методы контрольной деятельности. Роль Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в осуществлении контрольной деятельности, формы реагирования на нарушения законности в сфере исполнительной власти. Общественный контроль в сфере исполнительной власти: понятие, субъекты и формы осуществления. Надзор как вид государственного контроля: понятие, субъекты, формы и методы осуществления. Понятие, содержание, виды и субъекты надзорной деятельности в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации об организации и осуществлении надзорной деятельности. Надзор органов прокуратуры (общий надзор): предмет прокурорского надзора, методы и формы реагирования по выявленным нарушениям законодательства. Административный надзор. Отличие контроля от надзора по содержанию, предметному составу, субъектам, методам осуществления и формам реагирования по выявленным нарушениям. Понятие и субъекты административного надзора. Понятие, признаки и особенности административного надзора в Российской Федерации. Понятие и виды субъектов административного надзора. Специализированные надзорные ведомства как субъекты административного надзора. Государственные инспекции и иные структурные подразделения, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти. Организационные структуры (ведомства, органы, структурные подразделения органов), осуществляющие надзор наряду с другими видами деятельности. Содержание административного надзора. Правотворчество, участие в определении правового режима поднадзорных объектов. Организационно-массовая и материально-техническая предупредительная деятельность. Предварительный и текущий контроль. Применение мер пресечения неправомерных действий в целях уменьшения тяжести последствий таких действий, а также предупреждения эпидемий, пожаров, неблагоприятного воздействия окружающей среды. Привлечение виновных к ответственности. Административно-надзорное производство. Процессуальная форма осуществления административного надзора. Производство по проведению плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Стадия формирования планов проведения плановых проверок поднадзорных объектов. Стадия формирования сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в органах прокуратуры. Стадия реализации сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Подготовка и направление доклада об осуществлении органом исполнительной власти административно-надзорной деятельности. Производство в форме внеплановых проверок. Стадия возбуждения административно-надзорного производства. Стадия непосредственного осуществления проверочного мероприятия. Стадия подготовки и направления отчета о проведении внеплановой проверки. Особые административно-надзорные производства. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Понятие государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Санитарные правила и гигиенические нормативы. Законодательство Российской Федерации об организации и осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Органы, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации: структура и основные направления деятельности.: структура и основные направления деятельности. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения. Понятие государственного надзора за безопасностью дорожного движения. Законодательство Российской Федерации об организации и осуществлении государственного надзора за безопасностью дорожного движения. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ: структура и основные направления деятельности. Государственный пожарный надзор      . Понятие государственного пожарного надзора. Законодательство Российской Федерации об организации и осуществлении государственного пожарного надзора. Государственная противопожарная служба: структура и основные направления деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: – законодательство о контрольно-надзорной деятельности в сфере исполнительной власти; – виды контрольно-надзорной деятельности, их особенности и соотношения в системе государственных органов Российской Федерации; – законодательные основы, регламентирующие контрольно-надзорную деятельность; – отличительные особенности контрольно-надзорной деятельности в сфере исполнительной власти; – виды надзора и государственных органов, осуществляющих надзорную деятельность; – проблемы осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере исполнительных органов в современный период.

Уметь: – самостоятельно проводить научные исследования с использованием современных научных методик по проблемам правового регулирования в сфере обеспечения законности; – применять законодательство, регламентирующее деятельность контрольно-надзорных органов по решению конкретных ситуаций, связанных с обеспечением законности в стране; – анализировать и реализовывать положения Конституции Российской Федерации, российского законодательства и подзаконных нормативных правовых актов в административного надзора; – разрабатывать проекты правовых документов, проводить экспертизу юридических актов, готовить юридические заключения и давать консультации по вопросам обеспечения законности и правопорядка; – выявлять нарушения в правоприменительной практике по обеспечению законности и правопорядка, принимать меры к восстановлению нарушенного права.

Владеть: навыками сравнительно-правового анализа отечественного и зарубежного законодательства в сфере обеспечения законности; – навыками выявления пробелов и коллизий в законодательстве, регламентирующем вопросы контроля и надзора в сфере исполнительных органов; – навыками подготовки реферативных работ и других научных публикаций по проблемам государственного управления; – навыками применения методологии и юридической техники при разработке законопроектов, проектов подзаконных и ведомственных правовых актов в сфере государственного управления.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом.

Вопросы для подготовки к экзамену

Я сотрудник Я абитуриент Я студент