Top.Mail.Ru
 

Почему я хочу принять участие в Пушкинском фестивале?

Езеанака Кингслей Учечукву
Курский государственный технический университет

Я иностранный студент, учусь в Курском государственном техническом университете. Третий год познаю секреты программирования.

Почему я хочу принять участие в Пушкинском фестивале?
Конечно же, потому, что я хорошо знаю имя Александра Сергеевича Пушкина: на занятиях по русскому языку мы знакомились с его жизнью, читали его стихи и повести («Дубровский», «Метель», «Капитанская дочка»), с удовольствием смотрели художественные фильмы и мультфильмы, поставленные по его произведениям. Но не только поэтому.

К творчеству А.С.Пушкина, мы, иностранные и российские студенты Курского государственного технического университета, обращаемся не только на занятиях, но и во внеучебное время. Мы с регулярным постоянством ходим на спектакли нашего Курского драматического театра имени А.С.Пушкина, у нас принято встречаться с девушками около памятника Пушкину на театральной площади (там очень уютно и много цветов). Например, традиционная олимпиада по русскому языку, которая проводится факультетом лингвистики и межкультурной коммуникации нашего университета и в которой принимают участие все иностранные студенты, магистранты, аспиранты, учащиеся курсов, в прошлом учебном была посвящена творчеству А.С.Пушкина. Мы инсценировали сказки Пушкина, читали стихи, говорили о своей любви к поэту. Но и это не все.

Ежегодно в октябре студенты нашего Курского государственного технического университета (российские и иностранные) принимают участие в Пушкинском фестивале «С веком наравне», который проводится в РГУ нефти и газа им. Губкина. С этом году честь представлять наш университет в Москве на Пушкинском фестивале выпала и мне: я готовлюсь к участию в конкурсе «Художественное слово» и к дискуссии на Круглом столе. Но и это не все.

А.С.Пушкин – это духовное богатство и гордость русского народа, это часть мировой культуры. Понятие «культура» многогранно, проявления ее бесконечны. Можно говорить о культуре человечества, о культуре различных эпох, о культурах различных стран и этносов. Наше сообщение имеет целью показать, как ознакомление с русской культурой, в том числе и с жизнью и творчеством А.С.Пушкина, взаимообогащение студентов знаниями культур более чем тридцати стран, представители которых учатся в Курском государственном техническом университете, межкультурные связи становятся основой взаимопонимания, дружбы и сотрудничества.

Конечно же, к началу обучения у каждого студента-иностранца уже имеются некоторые знания и представления о российской действительности и русской культуре. Не секрет, что в большинстве своем эти представления стереотипны и носят общий характер. Наши наблюдения позволяют нам говорить о том, что в большинстве своем в «багаж», с которым иностранцы приезжают в наш университет, кроме знания слов «Москва», «Путин», «метро», «водка», «матрешка», «Гагарин», обязательно включает и слово «Пушкин».

Конечно же, в первый год обучения все новое, что мы узнаем о России, Курске, о нашем университете, о культуре и традициях тех стран, граждане которых обучаются у нас (а это более 30 стран), оценивается нами с позиции норм и ценностей своей собственной культуры. Мы постоянно слышим от первокурсников (от учащихся подготовительного факультета или специальных курсов) сравнения: а как у вас - а как у нас. И пока еще мы разные. Значит, нужна идея, которая могла всех объединить.

И наши преподаватели помогают нам стать единой дружной командой. Они стараются внушить нам, и тем, кто учится не первый год, и тем, кто приехал месяц-два назад, что каждая страна и каждая культура интересны по-своему, что нет стран лучше или хуже, что нужно уважать каждый народ. Наша учеба начинается с посещения музея университета, с экскурсий по улицам города, с музеев, картинных галерей, с просмотра компьютерной презентации «Знакомьтесь: Россия… Курск… КурскГТУ...», созданной на факультете лингвистики и межкультурной коммуникации нашего технического университета. А дальше обязательно посещение драматического театра имени А.С.Пушкина, чтение произведений великого писателя, подготовка к участию в олимпиаде по русскому языку как иностранному (традиционно олимпиады проводятся весной, в апреле. Сама олимпиада – великолепный праздник русского слова, русской культуры и почти всегда – обращение к А.С.Пушкину. Так имя А.С.Пушкина становится той идеей, которая объединяет разных людей, разные народы, делает жизнь интересной и спокойной.

Постепенно, по мере изучения русского языка, погружения в русскую культуру, знакомства с русской литературой, изучения особенностей разных культур, сравнения образа жизни и культуры родной страны и российского образа жизни, своей культуры и русской культуры, мы, студенты-иностранцы, начинаем понимать и принимать, что каждый народ имеет свои национальные духовные (нравственные) ценности, что оценка их должна осуществляться только с позиции норм и ценностей каждой конкретной нации. Нам становится интересно быть всем вместе, нас начинают привлекать особенности менталитета представителей разных стран. И стимулом к такому единению по-прежнему остается русская культура, литература и «солнце русской поэзии» - А.С.Пушкин.

И вот так начинается складывать настоящая дружба, появляется желание и потребность больше узнать о других и, конечно же, рассказать о своей стране. В этих беседах, которые начинаются на занятиях, а продолжаются в комнатах общежития, на литературных встречах, при проведении совместных с Курским областным отделение Российского фонда мира мероприятий (Марша дружбы, презентации миротворческпроект «Дети разных народов», фестиваль «Мы разные – мы едины», конкурс рисунков на асфальте) студенты проявляют большую открытость, заинтересованность и дружелюбие.

Пушкин - язык – народ – страна. Эта связь становится понятной и принимается нами. Мы хорошо представляем себе, что свидетельством и показателем уровня духовного развития народа в то или другое время являются духовные ценности народа, его язык и литература, созданная на этом языке и отражающая историю и особенности народа.

О России, о русском народе нам образно и эмоционально рассказывают русские пословицы и поговорки, стихи русских поэтов (и в первую очередь стихи А.С.Пушкина). О русском патриотизме мы узнали, читая «Слово о Полку Игореве» (мы познакомились с этим произведением на первом курсе). Инсценирование сказок А.С.Пушкина позволило нам проникнуться русским духом: мы побывали у Лукоморья, познакомились с Русланом и Людмилой, сопереживали Деду из сказки о рыбаке и рыбке и не могли понять его «сварливую» бабу, пряли поздно вечерком с тремя девицами, наблюдали, как «окиян» подымает «вой», «хлынет на берег крутой», а на берегу остаются тридцать три богатыря и с ними дядька их морской. Вместе с князем Гвидоном мы встречали долгожданного гостя – царя Салтана, а с королевичем Елисеем искали его невесту и еще многое – многое другое.

Проходит время. К третьему курсу от осмысления, понимания и толерантного отношения к представителям других стран мы переходим к активной деятельности: участвуем в международной научной студенческой конференции «Молодежь и ХХI век» (при этом обсуждаем не только технические проблемы, но и гуманитарные), сами активно участвуем в литературных гостиных (читаем стихи, инсценируем, поем), принимаем участие в проектах, создаваемых на факультете лингвистики и межкультурной коммуникации и проводимых общественными организациями города, вместе с российскими студентами-лингвистами ездим по знаменательным местам (Курская Коренная Пустынь, Мартино, Спасское-Лутовиново, Ясная Поляна – неполный список мест, которые посетили мы в последние два года).

Так весной этого года мы, иностранные студенты нашего университета из Эквадора, Банглодеж, Турции, Шри-Ланка, Нигерии и Мьянмы принимали самое активное участие в Международном марше мира и в проекте «Международный калейдоскоп». «Международный калейдоскоп» – это конкурс на лучшее представление своей страны перед студентами, школьниками и их родителями. Здесь хороши все способы – рассказы о своей стране, сопровождаемые компьютерными презентациями и видеороликами, песни и танцы, чтение художественных произведений, проведение национальных игр и забав. Это был праздник поиска и открытий, дружбы и взаимопонимания. Даже когда он закончился, никто не спешил уходить - звучала разноязычная речь, щелкали фотоаппараты, звенел смех…

И вот мы уже готовы ставить себя на место студентов из других стран; проявлять инициативу при установлении межкультурного контакта, выступать в качестве представителя собственной культуры, объяснять реалии родной культуры, прогнозировать и распознавать факторы, ведущие к недопониманию, созданию ложных стереотипов, неверной интерпретации фактов культуры, расспрашивать собеседника о значении определенных фактов и реалий его культуры, проявлять дипломатичность с целью поддержания диалога культур.

Сегодня в нашем университете вместе учатся и дружно отдыхают иностранные граждане более чем из 30 стран. А идеей, объединяющей, помогающей, стимулирующей взаимопонимание и заинтересованное отношение друг к другу, остается любовь к А.С.Пушкину и к русскому языку.

Я очень хочу участвовать в Пушкинском фестивале, потому что такая встреча – это обмен впечатлениями, новые знания, новые друзья и самое главное – стимул для взаимопонимания, дружбы, толерантности.


Я сотрудник Я абитуриент Я студент