Сегодня вся страна празднует День славянской письменности и культуры. Его главными героями являются святые Кирилл и Мефодий, которые стали создателями всей славянской письменности. Напомним, что день Святых Кирилла и Мефодия утвержден в 1863 году Святейшим Синодом русской православной церкви, а с 1991 года к этой дате официально приурочено проведение Дня славянской письменности и культуры, поскольку это два неразрывно связанных друг с другом события.
Но что же сейчас происходит с нашей письменностью, а значит и речью? Действительно ли русский язык переживает не лучшие времена? Ответы на эти вопросы нам дал кандидат филологических наук, преподаватель ЮЗГУ Николай Степыкин.
- Сегодня мы можем говорить о медиалекте (языковой форме существования медийной культуры) как особой форме языка. Это тот язык, без которого не обходится речевая практика современного человека. Медиалект влияет на литературную норму языка, правила графики и пунктуации. Анализируя новостные ленты современных информагентств, интернет-каналов и порталов, можно заметить, что многие из них содержат ошибки. Что уж говорить про соблюдение языковых норм на молодежных форумах и в чатах? Всё это, безусловно, не язык, каким он должен быть.
- И чем нам это грозит? Русский язык потеряет идентичность?
- Не обязательно. Процитирую Маршалла Маклюэна. Картина мира индивида во многом определяется способами и средствами ее формирования: любое знание человека зависит от средств его получения. Интернет, телевидение, СМИ, видеоигры являются источниками, которые активно используют речевые конструкции, содержащие иностранные слова. Важно понимать, что это вполне естественное явление. Я бы даже сказал, что необходимое: благодаря этому появляется дополнительная возможность выражения смыслов. Но очень важно сохранять баланс, иначе они могут нарушить языковую норму. Нельзя допускать того, чтобы в язык вошли такие нормы как «Чемпионат мира двадцать восемнадцать» и ей подобные.
- Но как это выражается на практике и можно ли это остановить?
- Главный шаг сделан, ведь мы понимаем, что такая проблема присутствует. Исследования на эту тему проводят во всех странах. В своей научной работе я провел статистический анализ нескольких крупных исследований и пришел к неутешительному выводу. Отчетливо выявляется деструкция речевого действия. Это видно при сравнении исследований за последние 30-40 лет. Раньше более половины ассоциаций респондентов составляли словосочетания, оформленные в соответствии с литературной нормой языка. В настоящее время количество реакций-словосочетаний резко уменьшилось. Среди ассоциаций современных студентов преобладают односложные топик-коммент реакции: сильный – хорошо или стронг, совесть – честь, играть – бегать. И уже сейчас это, порой, превращается в синтаксические примитивы, то есть – не согласованные словосочетания. Доходит до парадоксального: синяя – небо, играть – «Дота». Остановить это будет очень трудно, но все еще возможно. «Лечение» нужно начинать с корректировки мотивов и потребностей индивида. Не менее важно осознать: языковые нормы будут сохраняться в том случае, если мы сами будем за этим следить. Чтобы речь ребенка грамотно развивалась, его должны окружать правильные ориентиры: задавать нормы должны родители, учителя, книги и даже интернет с телевидением.
Важная задача: не забыть родную речь
24 мая 2020
Просмотров: 511