Социально-экономические и правовые аспекты деятельности человека в современном обществе
33. Комплексное изучение человека: филология, психология, педагогика.
33.1. Психологические и духовно-нравственные аспекты здоровьесбережения студенчества в образовательной среде.
33.1.1. Определение.
Психологические и духовно-нравственные аспекты здоровьесбережения студенчества в образовательной среде связаны с созданием в образовательном процессе психолого-педагогических условий, способствующих достижению обучающимися состояния психологического и духовно-нравственного благополучия.
33.1.2. Назначение и материальная основа.
Поддержка психологического и духовно-нравственного здоровья студенчества в образовательной среде направлена на приобщение его представителей к гуманистическим духовным и нравственным ценностям общества, на формирование культуры безопасного поведения, социально адекватного и устойчивого по отношению к антиобщественным воздействиям и к употреблению психоактивных веществ, на формирование навыков здорового образа жизни, на профилактику кризисных состояний, а также на снижение стрессогенности образовательного процесса и адаптацию студентов к его требованиям с учетом их личностных и когнитивных особенностей.
Материальную основу составляют сертифицированные психодиагностические методы, включая методы компьютерной диагностики, оборудование Центра психолого-педагогической поддержки образовательного процесса.
33.1.3. Область применения.
Результаты исследования могут быть использованы при создании информационных данных для обеспечения профилактической и коррекционной работы со студентами на базе Центра психолого-педагогической поддержки образовательного процесса, при разработке и реализации психолого-педагогических программ профилактического и коррекционного характера, направленных на повышение уровня духовно-нравственного и психологического здоровья студентов; при осуществлении консультативной и тренинговой работы; при разработке рекомендаций по совершенствованию образовательных технологий.
33.1.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
- Создание условий для сохранения психического и духовно-нравственного здоровья студенчества как наиболее активной части молодежи и кадрового ресурса территории.
- Формирование у молодежи здорового образа жизни.
- Профилактика отклоняющегося, в том числе зависимого, поведения и предупреждение противоправного поведения студенчества.
33.2. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов в образовательном процессе как фактор повышения компетентности и конкурентоспособности будущих специалистов в условиях современного рынка труда.
33.2.1. Определение.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов – комплекс психолого-педагогических мероприятий, в том числе инновационных образовательных технологий, способствующих профессиональному, личностному, когнитивному развитию обучающихся.
33.2.2. Назначение и материальная основа
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального становления студентов в образовательном процессе направлено на развитие познавательной активности и профессиональных интересов, приобретение общих и профессиональных компетентностей, развитие профессиональной самоидентификации и соответствующих ценностных ориентаций, профессионально важных качеств, профессиональной мотивации, способности к культурному, нравственному и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию; на разработку профессионально-ориентированных образовательных технологий.
Материальную основу составляют сертифицированные психодиагностические методы и методики, оборудование Центра психолого-педагогической поддержки образовательного процесса, компьютерные диагностические и обучающие программы.
33.2.3. Область применения
Диагностика и развитие профессионально - важных качеств и обучаемости у студентов различных курсов и специальностей в ходе образовательного процесса, при осуществлении психолого-педагогической поддержки личностного, когнитивного, профессионального развития студентов во время учебных занятий, проведения деловых игр, тренинговых занятий, при проведении профориентационного и психологического консультирования.
33.2.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
- повышение компетентности конкурентоспособности выпускников Курск ГТУ на рынке труда (посредством формирования профессиональной мотивации, самоидентификации, развития профессионально-важных качеств студентов);
- повышение качества подготовки выпускников, соответствующих требованиям работодателя, предъявляемых к профессиональным и личностным качествам специалистов.
33.3. Инновационная модель обучения умениям понимания, смысловой обработки и структурирования иноязычной профессиональной информации как фактор повышения компетентности и конкурентоспособности специалиста.
33.3.1. Определение
Модель процесса обучения, содержащая инновации, касающиеся основных составляющих целостного процесса обучения – его целей, содержания, научного методологического и психолого-дидактического обоснования, методов, средств и методик обучения иностранному языку на предпороговом, пороговом уровнях и более высоких уровнях в зависимости от исходной подготовки.
33.3.2. Назначение и материальная основа
Обучение умениям понимания, смысловой обработки и структурирования иноязычной информации профессиональной направленности, которыми должен владеть современный специалист в соответствии с требованиями работодателей и образовательных стандартов, а также с потребностями международного сотрудничества.
Материальная основа: компьютерная обучающая программа, методические материалы.
33.3.3. Область применения
Обучение иностранному языку в неязыковых вузах, в самообразовании, в переподготовке и повышении квалификации специалистов, нуждающихся в овладении умениями понимания в профессиональной устной и письменной иноязычной коммуникация, а также в умениях поиска, смысловой обработки, структурирования профессиональной информации на иностранном языке.
33.3.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии
- повышение качества подготовки специалистов в образовательном процессе неязыковых вузов, их компетентности и конкурентоспособности,
- повышение эффективности переподготовки и повышения квалификации кадров для различных сфер деятельности, в том числе, инженерно-технических, управленческих, сервисных и других, в соответствии с современными требованиями работодателей и производства.
33.4. Инновационная образовательная технология магистерской подготовки иностранных граждан как фактор повышения конкурентоспособности вуза на международном рынке образовательных услуг, ее научно-методологическое и психолого-педагогическое обоснование.
33.4.1. Определение
Образовательная технология, основанная на современном междисциплинарном научно-методологическом подходе и позволяющая адаптировать иностранных граждан к требованиям образовательной подготовки повышенного уровня в иноязычной образовательной среде, предъявляющей собственные требования к исходному уровню подготовки.
33.4.2.Назначение и материальная основа
Оптимизация структуры и содержания образовательных программ магистерской подготовки иностранных граждан с целью преодоления трудностей, ограничивающих возможности понимания и усвоения необходимого объема профессиональной русскоязычной информации, развития профессионального мышления и формирования профессиональной компетентности, организация оказания тьюторской помощи, принятой в международной практике образования взрослых.
Материальная основа: обучающий программный комплекс, персональные компьютеры, оргтехника, методические материалы.
33.4.3. Область применения
-Обучение иностранных граждан в образовательных учреждениях на русском языке;
- осуществление образовательной подготовки иностранных граждан на повышенных уровнях (магистратура, аспирантура)
33.4.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии
-Привлечение иностранных граждан в образовательную систему области.
- Расширение контингента иностранных граждан, обучающихся в вузах области.
33.5.Профессиональная информационно-коммуникативная компетентность личности: модель, теоретико-методологические основания, формирование в образовательном процессе.
33.5.1. Определение.
Профессиональная информационно-коммуникативная компетентность личности – это одна из общих ключевых компетентностей личности, которая определяет способность освоения способов приобретения знаний, способность к поиску, восприятию, осмыслению новой информации, сопровождающемуся формированием концептуального знания, организацией и расширением структуры индивидуального знания специалиста
33.5.2. Назначение и материальная основа
- Обучение способам приобретения, осмысления и организации доступного для применения индивидуального знания специалиста, основанным на психологических механизмах процессов понимания, хранения, структурирования и актуализации знаний в процессе решения профессиональных задач.
- Формирование способности и готовности личности к непрерывному самообразованию.
Материальная основа: комплекс компьютерных обучающих программ
33.5.3. Область применения.
- Образовательный процесс в высшей школе,
- система повышения квалификации и переподготовки инженерных, научно-педагогических, управленческих кадров.
33.5.4.Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии
- повышение качества подготовки специалистов в высшей школе
- повышение компетентности и конкурентоспособности выпускников высшей школы
- повышение эффективности системы повышения квалификации и переподготовки кадров
33.6. Культурно-образовательные аспекты международного сотрудничества в условиях расширения международных связей региона
33.6.1. Определение.
Культурно-образовательные аспекты международного сотрудничества связаны с созданием условий образовательной среды, способствующих эффективному межкультурному взаимодействию и расширению международного образовательного сотрудничества региона.
33.6.2. Назначение и материальная основа.
Формирование культурно-образовательной среды, способствующей обеспечению условий развития культурной идентичности и гуманистической ориентации современной студенческой молодежи в условиях поликультурного мира, подготовки молодежи к межкультурному сотрудничеству и коммуникации в условиях расширения международных связей.
Материальную основу составляют диагностические методики исследования.
33.6.3. Область применения.
Формирование и развитие толерантности, межкультурной компетенции и навыков межкультурного взаимодействия в условиях многополярного мира;
Разработка рекомендаций по культурно-воспитательной работе с молодежью региона и программ подготовки и переподготовки кадров.
33.6.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предлагается использовать технологии.
– предупреждение конфликтов и напряженности в процессе межкультурного и делового общения;
– решение проблем, связанных с языковыми различиями, ошибочными невербальными интерпретациями, предубеждениями и стереотипами в межкультурном общении.
33.7. Общетеоретические проблемы языкознания
33.7.1. Определение
Общетеоретические проблемы языкознания – проблемы, касающиеся философии языка, языка как системы, основных этапов развития русского языка, функционирования языка в обществе, лингвокультурологических исследований в рамках взаимодействия разных культур, речевой деятельности и речевой культуры человека, диалектологии и лингвистической географии, языковой политики.
33.7.2. Назначение и материальная основа
Исследование общетеоретических проблем языкознания предназначено для профессиональной самореализации человека, роста его общественной культуры, обогащения интеллектуального и духовного мира, выработки навыков нормативного владения современным русским литературным языком, организации адекватной социокультурным реалиям языковой политики.
Материальную основу составят: специализированная аудитория, методические материалы, инновационные технологии, направленные на решение конкретных проблем языкознания.
33.7.3. Область применения
Исследование общетеоретических проблем языкознания ориентировано на следующие области применения:
- образовательный процесс в высшей школе;
- углубленное изучение уровней языка и языка как системы;
- проведение лингвокультурологических исследований в рамках взаимодействия разных культур;
- развитие межкультурной компетенции как продукта диалога культур;
- процесс формирования глубокого и развернутого аналитического подхода к социуму и современному русскому языку современного общества;
- сохранение этнокультурного наследия Курского края;
- формирование языковой коммуникативной компетенции и риторической культуры.
33.7.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
- повышение качества подготовки специалистов в образовательном процессе технических вузов, их компетентности и конкурентоспособности;
- разработка новых технологий по изучению влияния социальных факторов на развитие современного русского языка;
- повышение языковой компетенции в рамках работы Регионального лингвистического центра (дополнительное изучение иностранных языков по желанию студентов);
- создание Центра по изучению этнокультурного наследия Курского края.
33.8 Технологии разработки методических основ преподавания русского языка как родного.
33.8.1. Определение.
Технологии разработки методических основ преподавания русского языка как родного - совокупность методик, методов и алгоритмов, направленных на изучение закономерностей обучения русскому языку в школе и вузе.
33.8.2. Назначение и материальная основа.
Технологии разработки методических основ преподавания русского языка как родного предназначены для определения содержания обучения, методов работы преподавателя и учащихся, изучения процессов усвоения материала, трудностей, определяющих эффективность рекомендуемых методов и приемов.
Материальную основу этих технологий составят разрабатываемые программы, учебники, учебные пособия; методические рекомендации и методические пособия для преподавателей; методические указания для учащихся; исследование процессов усвоения материала учащимися и на этой основе оценка методов и приемов.
33.8.3. Область применения.
Технологии разработки методических основ преподавания русского языка
как родного ориентированы на следующие области применения:
- преподавание русского языка как родного в общеобразовательных школах;
- преподавание русского языка как родного в средних специальных учебных заведениях;
- преподавание русского языка как родного в высших учебных заведениях нефилологического профиля;
- преподавание русского языка как родного в высших учебных заведениях гуманитарного профиля.
33.8.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении
которых предполагается использовать технологии:
- разработка лингвистических, в том числе социо- и психолингвистических, психолого-педагогических основ обучения русскому языку;
- экспертная оценка учебников, учебных пособий, методических пособий для преподавателей; методических указаний для учащихся;
- проведение научно-практических конференций, курсов повышения квалификации для преподавателей и семинаров по обмену опытом;
- создание учебников, учебных пособий, методических пособий для преподавателей; методических указаний для учащихся.
33.9. Технологии разработки методических основ преподавания русского языка как иностранного.
33.9.1. Определение.
Технологии разработки методических основ преподавания русского языка как иностранного связаны с процессом, содержанием, принципами, методами, приемами, средствами и организационными формами обучения иностранных граждан русскому языку.
33.9.2. Назначение и материальная основа.
Технологии разработки методических основ преподавания русского языка
как иностранного предназначены для определения и решения актуальных проблем теории и практики обучения русскому языку иностранных граждан.
Материальную основу этих технологий составят программы, учебники, учебные пособия; методические рекомендации и методические пособия для преподавателей; методические указания для учащихся, разработанные в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами по русскому языку как иностранному.
33.9.3. Область применения.
Технологии разработки методических основ преподавания русского языка
как иностранного ориентированы на следующие области применения:
- преподавание русского языка как иностранного в рамках подготовительного факультета;
- преподавание русского языка как иностранного студентам 1-4 курсов вуза нефилологического профиля;
- преподавание русского языка как иностранного магистрантам вузов нефилологического профиля;
- преподавание русского языка как иностранного аспирантам вуза нефилологического профиля;
- преподавание русского языка как иностранного в специальных целях;
- преподавание русского языка как иностранного иностранным гражданам, готовящимся к поступлению в магистратуру вуза нефилологического профиля.
33.9.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении
которых предполагается использовать технологии:
- описание коммуникативных потребностей иностранных граждан, обучающихся русскому языку тех или иных условиях;
- разработка учебных программ и учебников в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами по русскому языку как иностранному;
- решение проблем, связанных с оптимизацией, индивидуализацией, интенсивностью процессов обучения иностранных граждан русскому языку и повышением его эффективности;
- создание системы инновационного обучения русскому языку как иностранному.
34.4. Методика преподавания литературы
33.10.Технологии разработки методических основ преподавания литературы.
33.10.1. Определение.
Технологии разработки методических основ преподавания литературы - совокупность методик, методов и алгоритмов, направленных на изучение закономерностей обучения литературе в школе и вузе.
33.10.2. Назначение и материальная основа.
Технологии разработки методических основ преподавания литературы предназначены для определения содержания обучения, методов работы преподавателя и учащихся, изучения процессов усвоения материала, трудностей, определяющих эффективность рекомендуемых методов и приемов.
Материальную основу этих технологий составят разрабатываемые программы, учебники, учебные пособия; методические рекомендации и методические пособия для преподавателей; методические указания для учащихся; исследование процессов усвоения материала учащимися и на этой основе оценка методов и приемов.
33.10.3. Область применения.
Технологии разработки методических основ преподавания литературы ориентированы на следующие области применения:
- преподавание литературы в общеобразовательных школах;
- преподавание литературы в средних специальных учебных заведениях;
- преподавание литературы в высших учебных заведениях.
33.10.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении
которых предполагается использовать технологии:
- экспертная оценка учебников, учебных пособий, методических пособий для преподавателей; методических указаний для учащихся;
- проведение научно-практических конференций, курсов повышения квалификации для преподавателей и семинаров по обмену опытом;
- создание учебников, учебных пособий, методических пособий для преподавателей; методических указаний для учащихся.
34. Социокультурные перемены в современной России, роль человека в общественных изменениях.
34.1. Социокультурные перемены в современной России, роль человека в общественных изменениях.
34.1.1. Определение.
Социокультурные перемены в обществе – совокупность социальных, социально-экономических, социально-политических и духовных процессов, развертывающихся в обществе, благодаря которым осуществляется переход общества как социокультурной системы из одного состояния в другое. Решающая роль в любых трансформациях принадлежит человеку, на которого, в свою очередь, оказывает влияние социальная реальность, созданная в условиях этих перемен.
Назначение и материальная основа.
34.1.2. Назначение и материальная основа.
Исследование социокультурных перемен в обществе предназначено для оптимизации системы социального управления, организации адекватной социокультурным реалиям социальной политики, выявления инновационного потенциала человека и возможностей его творческого участия в этих процессах.
Материальную основу данных исследований составят: специализированная аудитория, разрабатываемые программы прикладных социологических исследований, средства обработки информации на базе традиционной вычислительной техники, а также инновационные социальные технологии, направленные на решение конкретных социальных проблем.
34.1.3. Область применения.
Исследование социокультурных перемен в обществе ориентировано на следующие области применения:
- процесс формирования глубокого и развернутого аналитического подхода к личности, социуму и культуре современного общества;
- изменения в социальной организации общества;
- модификации в социальных институтах и социальной структуре;
- изменения социокультурной среды и образа жизни человека;
- трансформации в ценностно-нормативных структурах.
34.1.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
- Выявление творческой сущности человека; разработка проблем творчества в современном обществе.
- Анализ взаимосвязи творчества и инноваций.
- Формирование творческого потенциала и создание условий творческой самореализации в регионе.
- Исследование роли творчества в социальном реформировании, в социальных процессах самоорганизации и управления.
- Анализ региональных особенностей процесса интеллектуализации профессиональной деятельности личности.
- Выявление ценностных ориентаций творчески активной личности, разработка методов творческого измерения человеческой деятельности.
- Анализ культуры как сферы самореализации личности, определение роли региональных особенностей культуры в творчестве.
- Исследование сферы образования региона как фактора становления и развития творческого потенциала личности; разработка методов интенсификации творчества, диагностики и развития личностного потенциала.
- Исследование эффективности информационно-телекоммуникационных технологий в образовании.
- Изучение особенностей жизнедеятельности личности в информационно-коммуникативной среде общества и региона.
- Изучение проблем социализации личности в семье.
- Исследование региональных особенностей процессов девиаций и криминализации личности, проблем формирования правового сознания и правовой культуры личности.
35. Перспективы развития прав человека и мира.
35.1. Перспективы развития прав человека и мира
35.1.1. Определение: Комплексное направление гуманитарных научных исследований, предполагающее изучение на основе методов юридических и социологической наук сущности и перспектив решения социальных и правовых проблем нормативного закрепления и правоприменительных механизмов реализации прав и свобод человека в системе многообразных общественных отношений на основе взаимной нравственной и правовой ответственности с иными индивидами, обществом и государством в различных сферах человеческого бытия в условиях возрастания потребности динамично модернизирующегося мира в социальной стабильности.
35.1.2. Назначение и материальная основа
Назначение: указанное направление исследований создает теоретические основы для разработки и внедрения в практику концепции социально обусловленной системы правового регулирования целерациональной деятельности человека на основе гармоничного сочетания интересов личности, общества и государства в целях устойчивого развития мира.
Материальная основа: справочные правовые системы, правовые информационные фонды, в том числе Интернет-ресурсы, электронные базы данных и архивные фонды судебной и административной практики, библиотечные фонды, фонды документированных социологических исследований, отражающие проблематику прав человека в современном мире.
35.1.3. Область применения: Результаты указанного направления исследований имеют ключевое значение для принятия управленческих решений и программ, их реализации в нормотворческой и правоприменительной деятельности федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, региональных и местных органов представительной и исполнительной власти, востребованы в образовательном и воспитательном процессе, определяют возможность сохранения правового и культурного наследия общества.
35.1.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
· Права человека, гражданское общество и государственная власть: диалектика взаимодействия и противоречий;
· Правовой статус личности и устойчивое развитие мира;
· Интерактивные методы в юридическом образовании как гарантия права на качественное профессиональное образование в Курской области;
· Социальные и юридические конфликты: сущность, профилактика и механизмы разрешения;
· Юрисдикционная защита прав человека в Курской области: проблемы социально-правовой эффективности региональных правозащитных и правоохранительных институтов;
· Социально-правовые проблемы системы отправления правосудия по уголовным делам.
36. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности.
36.1. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности.
36.1.1. Определение Сфера науки, изучающая социальную реальность через призму анализа исторического опыта жизни человеческих общностей и отдельных личностей.
36.1.2. Назначение и материальная основа
Назначение: Историческое знание выполняет мировоззренческую, воспитательную, прогностическую, идеологическую функции, способствует воспитанию гражданственности и патриотизма.
Материальная основа: архивные фонды, печатные материалы, артефакты, отражающие события и явления прошлого.
36.1.3. Область применения Исторические факты и теории востребованы в образовательном и воспитательном процессе (в школе, вузах, учреждениях дополнительного образования), имеют важное значение для принятия политических (управленческих) решений и программ, определяют возможность сохранения культурно-исторического наследия и этно-национальной идентичности.
36.1.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
· История политических партий в Центральном Черноземье и в России в целом;
· история науки и техники;
· история православия и других религиозных движений на территории Центрального Черноземья;
· история экономики Центрального Черноземья во второй половине XIX – XX вв.
37. Социально-экономические траектории развития.
37.1. Социально-экономические траектории развития
37.1.1. Определение.
Направление экономической науки, включающее в себя анализ и изучение предпосылок и перспектив развития субъектов экономики (хозяйствующих субъектов, муниципальных образований, регионов, государств и др.).
37.1.2. Назначение и материальная основа
Назначение: Данное направление исследований предназначено для разработки теоретических основ и практических рекомендаций по управлению социально-экономическими системами, обеспечивающих их устойчивое развитие в условиях изменяющейся внешней среды.
Материальная основа: статистические данные, характеризующие деятельность субъектов экономики; нормативные акты и программные документы.
37.1.3. Область применения
Результаты исследований могут использоваться в стратегическом планировании и финансовом менеджменте хозяйственных субъектов, в системе государственного и муниципального управления.
37.1.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
· отсутствие или недостаточная эффективность системы стратегического планирования в отраслях экономики;
· недостаточная эффективность финансового менеджмента на предприятиях региона;
· повышение эффективности и конкурентоспособности отдельных отраслей экономики региона.
38. Экономический рост, занятость и конкурентоспособность в обществе знания.
38.1. Экономический рост, занятость и конкурентоспособность в обществе знания
38.1.1. Определение.
Направление социально-экономических исследований, учитывающее особенности постиндустриального общества, в котором наука и технологии являются центральным институтом, включающее изучение механизмов
увеличения масштабов совокупного производства и потребления в стране, регионе, муниципальном образовании, отдельной компании;
обеспечения наиболее полного участия населения в трудовой деятельности;
повышения способности товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке, и способности производителей и продавцов товаров конкурировать со своими соперниками, поставляющими на те же рынки аналогичные товары или стремящиеся проникнуть на рынки.
38.1.2. Назначение и материальная основа.
Назначение: Обеспечение устойчивых темпов экономического роста предприятий, регионов, государств вследствие технических, технологических и процессных инноваций; повышение уровня жизни, благосостояния населения региона, государства за счет обеспечения наиболее полного участия населения в трудовой деятельности, соответствующей возможностям и потребностям каждого гражданина; обеспечение высокого качества товаров, работ, услуг, представленных российскими компаниями на внутреннем и мировом рынках, вследствие внедрения инновационных технологий.
Материальная основа: статистические данные, характеризующие деятельность субъектов экономики; нормативные акты и программные документы.
38.1.3. Область применения
Результаты исследований могут использоваться в стратегическом планировании и финансовом менеджменте хозяйственных субъектов, в системе государственного и муниципального управления.
38.1.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
· недостаточная конкурентоспособность российских товаропроизводителей на внутреннем и мировом рынках;
· несоответствие технико-организационного уровня предприятий региона потребностям современного постиндустриального общества, обусловленным конкуренцией;
· недостаточная рентабельность обрабатывающих производств региона;
· отрицательный миграционный прирост в регионе, вызванный отсутствием необходимого количества рабочих мест для высококвалифицированных работников.
39. Структурная перестройка системы высшего образования.
39.1. Структурная перестройка системы высшего образования
39.1.1. Определение
Структурная перестройка системы высшего образования – процесс, предполагающий значительную внутреннюю реконструкцию системы образования, отдельных ее звеньев и элементов с целью приведения этой системы в соответствие с запросами времени, придания ей гибкого, адаптивного характера, способности адекватного реагирования на современные и перспективные потребности развития страны.
39.1.2. Назначение и материальная основа
Назначение: создание многоукладной системы образования, развитие многообразия, вариативности образовательных программ и образовательных учреждений;
целенаправленная ориентация системы образования на спрос — не только со стороны государства, но и со стороны личности, различных социальных и профессиональных групп, рыночной экономики, регионов, муниципалитетов и т.д., создание широкого, цивилизованного рынка образовательных услуг;
преодоление деформаций в соотношении отдельных уровней системы образования, в размещении сети образовательных учреждений, вызванных прежней, ведомственной организацией образовательной системы, прежде всего — профессионального образования; устранение диспропорций между структурой (объемом) подготовки кадров и структурой (объемом) спроса на них на рынке труда;
оптимизация сети образовательных учреждений на основе жизненных потребностей, создание и развитие на базе этих потребностей новых видов образования и типов образовательных учреждений, при свертывании или перепрофилировании тех из них, которые не отвечают актуальным и перспективным потребностям развития страны.
Материальная основа: статистические данные, касающиеся системы образования, нормативно-правовые акты, методы планирования и прогнозирования, диагностические методы исследования.
39.1.3. Область применения
В государственном и муниципальном управлении при принятии управленческих решений в сфере реформирования системы образования, администрацией образовательных учреждений с целью внедрения инновационных технологий в организацию учебного процесса
39.1.4. Перечень выявленных территориальных проблем, при решении которых предполагается использовать технологии.
обеспечение, совместно с федеральным уровнем управления образованием, перехода российской образовательной системы в новое качество — к образовательному федерализму, органически сочетающему в себе два встречных процесса: регионализацию и интеграцию образования, повышение уровня самостоятельности, комплексности образовательного развития регионов и закрепление единства, целостности образовательного пространства России;
обеспечение конституционных прав граждан на образование, равенства их образовательных возможностей;
формирование региональной образовательной политики и региональных программ развития образования, их нормативно-правовое и финансово-экономическое обеспечение, развитие регионального законодательства в области образования;
формирование, совместно с федеральным уровнем управления образованием, государственных образовательных стандартов и системы оценки (контроля) качества образования; установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
создание целостных региональных образовательных систем с едиными органами управления, координация деятельности всех компонентов этих систем, независимо от ведомственной принадлежности; обеспечение баланса между различными типами, видами образовательных учреждений, структурой (объемом) подготовки специалистов и потребностями регионов; организация межрегионального сотрудничества в сфере образования;
научно-методическое и информационное обеспечение образовательных учреждений; организация издания учебной литературы; разработка примерных учебных планов и программ различных учебных курсов, дисциплин;
поддержка и развитие инновационной деятельности в образовании, инновационных образовательных учреждений;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
привлечение общественности (регионального сообщества) к решению проблем развития образования; превращение образования (региональной системы образования) в действенный фактор социокультурного развития регионов.